Социальный маркетинг и его функции
Социальный маркетинг является перспективным этапом развития маркетинга, который появился как инструмент коммерческих организаций для решения различных общественных проблем.
Часто под социальным маркетингом понимают маркетинг в образовании, здравоохранении и спорте. Отличительной чертой данной области деятельности является одновременная оказание услуг на бесплатной и платной основе, между которыми существует условная конкуренция.
Высокие социальные миссии возложены на крупный бизнес. Сегодня выживают те компании, которые способы извлекать прибыль из своего положения. Они вкладывают средства в социальную сферу ради продвижения своего имени и бренда.
Выделяют несколько трактовок социального маркетинга:
- социальный маркетинг – это постоянный процесс принятия решений на основе постановки целей и оценки ситуаций;
- социальный маркетинг ориентирован на решение общественных проблем;
- социальный маркетинг – это одна из многосторонних форм деятельности некоммерческих организаций в сфере политики, культуры и религии.
Исследование специфики маркетинга в социальной сфере привело к выделению основных и взаимосвязанных функций, которые определяются особенностями взаимодействия объектов общественных отношений.
Функции социального маркетинга:
- функции регулирования;
- функции социального обеспечения;
- системно-преобразующие функции.
Первая группа функций является основополагающей и ориентирована на создание благоприятных условий жизни и труда населения и конкретной территориальной единицы.
Вторая категория функций охватывает все преобразования в самом виде жизнедеятельности, образе жизни людей, их социально-культурные качества. В рамках этой группы выделяют четыре подфункции:
- экономическая (оказание материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также содействие развития производства и отдельных отраслей экономики);
- политическая (сближение социальных уровня различных слове населения, создание достойных условий для жизни, социальная защита населения);
- демографическая (стимулирование роста населения, его воспроизводства, увеличение продолжительности жизни и т.д.);
- социально-реабилитационная (удовлетворение специфических потребностей престарелого и нетрудоспособного населения, сохранение их правового статуса и охрана здоровья).
Третья группа функций – это полное влияние на существование, реализацию и совершенствование социальных систем.
Основные принципы социального маркетинга
Выделяют шесть основных принципов социального маркетинга:
- принцип непрерывности;
- принцип комплексности;
- принцип концентрации усилий;
- принцип потребительского суверенитета;
- принцип социальной ориентации маркетинга;
- принцип ситуативного подхода.
Первый принцип основан на потребности в сборе и оценке доступной, актуальной и достоверной информации о внутренней и внешней среде компании. Второй принцип – это согласование стратегии и результата маркетинговой и хозяйственной деятельности предприятия. Третий принцип связан с необходимостью концентрации ресурсов и возможностей компании на изготовлении необходимой и важной продукции для населения.
Четвертый принцип означает решение главной задачи маркетинга, а именно удовлетворение потребностей потребителей. В этом случае следует проводить исследование независимости определенных сегментов рынка, но не забывать об реальных показателях потребительского спроса.
Пятый принцип служит для решения экономических и производственно-технических задач. Также необходимо учитывать нарушение персонального совершенствования потребителей в будущем с различных социальных институтов. И последний принцип направлен на выбор эффективного решения с поставленными сроками и выявление нежелательных трудностей.
Различают и другие принципы социального маркетинга. Эти основополагающие принципы являются ядром всей системы социального маркетинга, определяют маркетинговую деятельность и ценностные ориентиры экономической деятельности компании.
Рисунок 1. Принципы социального маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принцип ценности каждого потребителя означает признание прав покупателей на приобретение качественной продукции или услуг. Принцип ценности каждого сотрудника - это признание прав на получение достойной оплаты труда и повышение квалификации за счет компании. Принцип ценности социума в целом отражает осознание оказание пользы обществу и социально-экономической значимости деятельности предприятия. Принцип безопасности связан с защищенностью производимых товаров и услуг, а также производственной и сервисной деятельностью кампании. Последний принцип – это получение только законных доходов, которые связаны с развитием компании (расширение или реорганизация) или внедрением инноваций. Часть прибыли направляется на финансирование социальных проектов и программ различного масштаба.
Процесс организации социального маркетинга
Организация социального маркетинга в компании осуществляется в рамках нескольких этапов:
- определение проблемы (рассмотрение проблемы с той общественной аудитории, на которую она будет направлена);
- выбор целевой аудитории (формирование целевой аудитории из неблагополучных слоев населения, делание на подгруппы, выбор одной или нескольких как основу для программы);
- дополнительные исследования целевого сегмента (исследование выбранной аудитории, сбор необходимой информации для реализации будущей программы);
- разработка плана (описывается продукт, для кого он предназначен, ожидаемый результат и сроки реализации программы);
- оценка изменений поведения потребителей (анализ изменений в поведении аудитории после приобретения нового продукта, сравнение его с предыдущим, оценка плюсов и минусов и т.д.);
- разработка продукта (предложение населению такого продукта, который способен изменить поведение потребителей);
- контроль стоимости продукта (принимаются во внимание психологические затраты, а именно потраченное время и усилия, снизить цену на социальный продукт невозможно);
- поиск исполнителей программы (необходима физическая доставка социального продукта, а также взаимодействие с различными группами и институтами для реализации программ);
- информационная составляющая программы (реклама, коммуникации с потребителями);
- оценка эффективности программы (выявление недостатков, корректировка, анализ эффекта и т.д.).