Особенности социального маркетинга и его место в деятельности компании
Традиционный маркетинг появился в целях удовлетворения потребностей потребителей в товарах и услугах. В 1970 году было решено использовать инструментарий маркетинга для приобретения людьми хороших привычек, которые будут полезны не только им, но и обществу. Такое новое направление стало называться социальным маркетингом. Цель – содействие улучшению жизни человека и социума.
Социальный маркетинг имеет большое значение в области охраны здоровья и планирования семи, охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов и т.д.
Программы и проекты социального маркетинга отличаются от рекламных кампаний. Для социального маркетинга основным результатом является не увеличение прибыли, а повышение индивидуального и общественного благополучия.
Социальный маркетинг способствует эффективному удовлетворению жизненно необходимых и первостепенных потребностей всех представителей общества:
- потребность в безопасности;
- потребность в образовании;
- потребность в здравоохранении;
- потребность в участии и управление государством;
- потребность в реализации гражданских прав и свобод;
- потребность в самосознании и самореализации;
- потребность в социальных, культурных и иных ценностях.
Социальный маркетинг отличается от других подходов к изменению поведения. Сравнивать их не стоит, каждый вносит свой уникальный вклад в развитие маркетинговой деятельности компании.
Социальный маркетинг основывается на многих традиционных процессах и принципах традиционного маркетинга:
- ориентация на потребителя;
- теория обмена;
- комплекс маркетинга 4Р;
- конкуренция;
- сегментация;
- позиционирование;
- партнерские отношения и ориентация на обслуживание.
Фандрайзинг как вид социального маркетинга
Предприятия испытают потребности в постоянном движении ресурсов для открытия бизнеса, разработки инноваций или для благотворительности. Большинство некоммерческих учреждений не занимаются поиском и сбором денежных средств. Соответственно вопрос дефицита финансов, партнеров, волонтеров стоит очень остро.
Под фандрайзингом понимают деятельность по привлечению сторонних для компании денежных ресурсов от населения, предпринимателей или государства в некоммерческую сферу, в т. ч. на благотворительность
Ресурсы в фандрайзинге – это материальные или нематериальные ресурсы (трудовые, финансовые, информационные, маркетинговые, юридические), которые привлекаются с помощью:
- массовых акций;
- агитаций;
- грантовых конкурсов;
- волонтерства;
- партнерства;
- субсидирования;
- членских взносов компаний;
- сбора пожертвований;
- кредитования.
В фандрайзинге важно разделять жертвователей на доноров и спонсоров. Оба понятия отождествлять нельзя. Донор (он же благотворитель или жертвователь) является частным лицом или предприятием, которая дает пожертвования или гранты. К ним относят благотворительные фонды, банки или крупные компании. Спонсор – это физическое или юридическое лицо, которое финансирует мероприятие для поддержки и для собственной рекламы. Выделяют еще один источник средств – меценат. Это физическое лицо, который оказывает материальную, финансовую, организационную и другую благотворительную помощь добровольно и бескорыстно.
Виды фандрайзинга:
- внутренний;
- внешний;
- проектный;
- оперативный;
- научный;
- финансовый;
- маркетинговый.
В рамках первого вида фандрайзинга поиском новых ресурсов и спонсоров занимается сама персонал компании. При внешнем фандрайзинге привлекаются сторонние профессиональные консультанты или фандрайзеры.
Проектный фандрайзинг предполагает сбор средств на выполнение определенного проекта, а в случае с оперативным фандрайзингом средства используются для текущей деятельности организации.
Научный фандрайзинг подразумевает научное проектирование, написание заявок на конкурсы, организаторами которых являются научные и благотворительные учреждения для привлечения ресурсов для выполнения НИОКР и других мероприятий.
Под финансовым фандрайзингом понимают процесс поиска и сбора денежных средств для обеспечения деятельности предприятия. Маркетинговый фандрайзинг – это сбор и оценка мнений специалистов о методике осуществления маркетинговой деятельности, а также маркетинговый консалтинг.
Спонсорство и благотворительность
Важными источниками помощи нуждающимся, а также финансирования здравоохранения, культуры и образования, являются спонсорство и благотворительность. Это самые эффективные инструменты социального маркетинга.
Спонсорство – это привлечение средств компании-спонсора к определенной программе, проекту или комплексу мероприятий. для получения ожидаемого рекламного эффекта
Целью спонсорства является достижение ожидаемого рекламного эффекта. Вклад, который вносит спонсор, является платой за рекламу.
Конкретные цели спонсорства:
- формирование положительного имиджа компании и ее топ-менеджмента в глазах общества;
- создание доверительных отношений с заинтересованными сторонами;
- обеспечение благожелательных отношений внутри организации, между сотрудниками, сотрудниками и руководством;
- установление взаимодействия с органами власти и средствами массовой информации;
- формирование благоприятного общественного мнения о деятельности предприятия.
Благотворительность – это безвозмездное пожертвование частными лицами или компаниями средств в пользу нуждающихся в помощи людей
Физические или юридические лица передают денежные средства, одежду и иные ценности людям без кого-либо возмещения, т.е. без оплаты. При этом объектом помощи могут быть не только люди, но и животные.
Основными формами благотворительности являются:
- передача одежды, денег, еды, имущества и т.д. нуждающимся в этом людям;
- финансирование науки, здравоохранения, культуры для решения различных социальных проблем;
- оказание услуг или выполнение работ на бесплатной основе;
- формирование условий для коллективной благотворительности (призыв знаменитых и известных людей, «звезд», к оказанию помощи нуждающимся).
Задачи благотворительности:
- организация социальных программ;
- распределение грантов;
- распределение денежных средств между нуждающихся предприятий.