Понятие, цели и роль социального маркетинга
Социальный маркетинг – это один из этапов развития маркетинга, который возник как инструмент решения различных проблем общества.
В настоящее время бизнес все чаще участвует в решении общественных и социальных проблем. Это напрямую влияет на имидж компании, укрепление ее позиций на рынке. Предприниматели интересуются проблемами общества и стремятся создать товар, который максимально удовлетворит его потребности.
Под социальным маркетингом понимают деятельность организации, которая приносит пользу обществу без получения дохода.
Также социальный маркетинг – это одна из форм деятельности некоммерческих учреждений в области здравоохранения, образования, политики.
Сферы использования социального маркетинга:
- образование;
- здравоохранение;
- политика;
- оборона и безопасность;
- наука;
- религия;
- спорт;
- искусство и культура;
- государственное управление;
- благотворительность и др.
Необходимость в применении социального маркетинга связана с развитием сферы, которая будет привлекать ресурсы для продвижения социально-общественных проектов, использовать недежные средства платежей (оказание помощи в виде консультации, продуктов, предметов одежды и др.)
Ключевая цель социального маркетинга – это помощь в улучшении жизни отдельных людей и всего общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- стремление общества изменить свои привычки;
- воздействие на общество для изменения их стереотипов и неправильных убеждений;
- достижение понимания каждым членом общества социальных процессов и явлений обычной жизни.
Для коммерческих организаций главные цели социального маркетинга состоят в том, чтобы создать привлекательный образ себя, своей продукции и бренда в глазах потребителей и общества, а также создать круг лояльных клиентов.
Виды социального маркетинга
Выделяют три вида социального маркетинга:
- фандрайзинг;
- спонсорство;
- благотворительность.
Фандрайзинг – это деятельность по мобилизации сторонних денежных средств от населения, бизнеса или государства для развития некоммерческой сферы (в том числе и на благотворительность).
Источники привлечения ресурсов:
- волонтерстов;
- гранты;
- массовые акции;
- агитация;
- сбор пожертвований;
- субсидирование;
- членские взносы и др.
Различают следующие виды фандрайзинга:
- внутренний;
- внешний;
- оперативный;
- проектный;
- финансовый;
- маркетинговый;
- научный.
Внутренний фандрайзинг – это поиск ресурсов и спонсоров персоналом компании. В случае с внешним фандрайзингом для этого нанимаются сторонние консультанты (фандрайзеры).
При оперативном фандрайзинге средства используются для текущей работы. Проектный фандрайзинг заключается в сборе средств для конкретного проекта.
Финансовый фандрайзинг – это процесс поиска и сбора средств для осуществления деятельности компании. Под маркетинговым фандрайзингом понимают сбор и оценку мнений специалистов на счет методологии организации маркетинга и маркетинговое консультирование.
Научный фандрайзинг – это научное проектирование, написание заявок на конкурсы, организаторами которых являются научные и благотворительные учреждения для привлечения ресурсов для выполнения НИОКР и других мероприятий.
Спонсорство – это привлечение средств определенной компании, которая становится спонсором, к определенной программе или проекту в целях рекламы.
Цель спонсорства заключается в достижении ожидаемого рекламного эффекта, т.к. вложения спонсора – это свое рода плата за продвижение компании и ее продукции.
Под благотворительностью понимается безвозмездное пожертвование частными лицами или предприятиями средств тем людям, которые в них нуждаются.
Это передача не только денежных средств, но и предметов для личного пользования: одежда, бытовая техника и другие ценности без возмещения. Объектом помощи выступают также и животные.
Сущность политического маркетинга
Впервые о политическом маркетинге заговорили в середине прошлого столетия, в 1952 году, когда на пост президента США избирался Д. Эйзенхауэр. Он обратился в рекламное агентство, чтобы они ему организовали предвыборную кампанию.
В этот период времени стало очевидным, что методы традиционного маркетинга применимы и в сфере политики.
Под политическим маркетингом понимается процесс планирования, разработки идей, товаров и услуг на политическом рынке с целью стимулирования их сбыта и удовлетворения целей общества и компаний.
Ключевыми целями политического маркетинга являются следующие:
- изменение моделей поведения конкретных социальных групп, которые могут быть опасны для всего остального сообщества (алкоголики, наркоманы, преступники и др.);
- внедрение положительных моделей поведения, традиций и ценностей в жизнь общества (помощь нуждающимся, забота о детях, пожилых людях, об окружающей среде и т.д.).
Политический маркетинг ориентирован на формирование и расширение спроса на специфическую продукцию. В качестве товара выступает программа или проект политика, который он обменивает на поддержку населения на выборах.
Политический маркетинг выполняет ряд функций:
- формирование политического рынка;
- поиск и продвижение компетентных политических деятелей;
- повышение конкурентной борьбы политических партий;
- поддержка в развитии и сохранении демократии.
Этапы политического маркетинга
Политический маркетинг – это технология проведения любой политической кампании, которая осуществляется в несколько стадий:
- изучение конъюнктуры рынка;
- формирование стратегии и тактики политического воздействия;
- продвижение товара (программы).
На первом этапе происходит исследование конъюнктуры политического рынка, а именно:
- определение настроения и ожиданий граждан;
- выявление характера и типов реакций на возможные действия по решению проблем.
На втором этапе ожидания населения преобразуются в конкретную программу, где определяются цели, методы и средства их достижения, прогнозируются возможные результаты, а также выявляются группы поддержки.
Третья стадия – это продвижения товара, а именно политической программы или курса, проекта реформ. Оно сопровождается пропагандой, которая формирует у общества положительный интерес к целям кампании.