Понятие и сущность множественной сегментации рынка
В маркетинге множественная сегментация служит одним из способов выделения целевого рынка, отличающимся своей масштабностью деятельности. Последняя, в свою очередь, проявляется в вовлечении в процессы купли-продажи одновременно сразу нескольких рыночных сегментов, указывая тем самым на определенный характер и широту возможностей производственно-сбытовой деятельности фирмы.
Сущность множественной сегментации рынка сводится к тому, что компания посредством деления рынка по различным признакам и критериям выбирает для себя сразу несколько целевых рыночных сегментов и на каждом из них создает стратегически хозяйствующие подразделения. Используя подход множественной рыночной сегментации, фирмы стремятся к сочетанию лучших сторон рыночной сегментации и массового маркетинга.
Иначе множественную сегментацию рынка называют многомерной. Она предполагает необходимость выделения рыночных сегментов по двум или более показателям. В большинстве своем множественная рыночная сегментация ориентирована на выделение и обработку специфической целевой группы потребителей. Массовый маркетинг отличается ориентацией на широкий потребительский рынок, для всех участников которого применяется единая базовая стратегия маркетинга. Их сочетание в пределах множественной сегментации рынка способствует формированию условий для использования компанией диверсификационной деятельности, которая, как правило, не связана с основным предназначением по целевым назначениям.
В условиях осуществления множественной рыночной сегментации компания имеет в своём ассортименте несколько основных и несколько второстепенных товаров. Основные товары ориентированы на массовый рынок, представленный широким спектром потребителей. Второстепенный же продукт предназначен для конкретных сегментов рынка.
В большинстве случаев множественная рыночная сегментация определяется существованием нескольких значительных потребительских рынков, для каждого из которых характерно наличие своих отличительных желаний и потребительских предпочтений. Соответственно, чем выше количество различных рыночных сегментов, с которыми в процессе своей деятельности сталкивается компания, тем шире возможности применения множественной сегментации рынка.
Так или иначе, справедливо говорить о том, что множественная рыночная сегментация в своей основе опирается на использование множества различных признаков и критериев для разделения рынка и его участников на однородные группы. Рассмотрим их более подробно.
Признаки множественной сегментации рынка
В общем смысле под признаками рыночной сегментации следует понимать определенные способы выделения сегментов внутри рынка. В основе их определения могут лежать различные критерии, вся совокупность которых делится на следующие группы:
- демографические;
- географические;
- психографические;
- поведенческие;
- социально-экономические;
- национально-культурные и др.
Каждая группа признаков имеет свои особенности. Демографические признаки рыночной сегментации опираются на использование половозрастных критериев разделения рынка, а также таких показателей, как состояние здоровья или этап жизненного цикла семьи. В основе географических критериев лежит в первую очередь месторасположение и географические условия проживания. Психографические признаки основаны на использовании таких критериев, как тип личности, ценности и убеждения покупателей, их мотивация к совершению покупки и т.п.
В качестве дополнительных признаков рыночной сегментации нередко используются поведенческие критерии, основанные на статусе покупателя, его отношении к товару, степени необходимости последнего и пр.
В качестве базовых социально-экономических признаков сегментирования рынка нередко используются такие показатели, как род занятий, уровень дохода и образования, профессия и т.д. Национально-культурные признаки за основу рыночной сегментации принимают показатели национальной принадлежности, вероисповедания, культуры и фольклора и пр.
В качестве примера базовые варианты множественной сегментации рынка по различным критериям представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Примеры рыночной сегментации по различным признакам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, множественная сегментация рынка предполагает необходимость одновременного использования множества различных сегментационных признаков и критериев. Чаще всего она используется на рынке потребительских товаров, а именно – товаров конечного использования и широкого потребления. Несмотря на относительную сложность проведения, множественная сегментация рынка пользуется достаточно высокой популярностью в среде маркетологов.
Преимущества и недостатки множественной сегментации рынка
Использование множественного подхода к сегментации рынка имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, она позволяет более четко определить характеристики потребителей и объединить их в сегменты, характеризующиеся большим сходством в рыночном поведении. К числу прочих сильных сторон множественной сегментации рынка можно относить:
- расширенный товарный ассортимент;
- возможности увеличения товарооборота фирмы посредством вовлечения в процессы производства и реализации товаров сразу нескольких сегментов рынка;
- снижение рисков ухудшения показателей работы компании в связи с ведением параллельной работы одновременно с несколькими рыночными сегментами;
- снижение болезненности потери одного из сегментов рынка;
- получение конкурентных преимуществ в случае успешной реализации множественного сегментирования рынка.
С другой стороны, использование множественной сегментации рынка имеет определенные ограничения. Ее основным недостатком считается высокая стоимость проведения. В связи с этим данный метод чаще все применяется крупными организациями, имеющими необходимые для этого финансовые, материальные и трудовые ресурсы.