Основы распределения товара в маркетинге
Процесс товародвижения от производителя к потребителю лежит в основе деятельности вех рынков, а распределение товарной продукции считается одной из важнейших функций маркетинга.
Под распределением товаров в общем смысле принято понимать совокупность мероприятий, связанных с перемещением продукции в пространстве и времени от мест его производства (изготовления) к местам потребления.
Этот процесс обеспечивается посредством различных каналов распределения. От правильности их выбора зависит успех рыночной деятельности любого предприятия. Как показывает практика, нередко товаропроизводители прибегают к услугам посредников.
Понятие и виды посредников и агентов в системе распределения товарной продукции
Процесс распределения продукции далеко не всегда происходит напрямую от товаропроизводителя к потребителю. Чаще всего в этом процессе принимают участие различные маркетинговые посредники и агенты, иначе именуемые посредническими организациями.
Под маркетинговыми посредниками следует понимать физических и юридических лиц, которые обеспечивают продвижение на рынок и распределение конечным потребителям товарной продукции фирмы-изготовителя.
Посреднические организации являются весьма специфичным звеном между товаропроизводителем и продавцом. Зачастую именно от их работы зависит эффективность распределения товарной продукции.
В маркетинге посредники, принимающие участие в распределении товаров и услуг, делятся на несколько видов (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Виды маркетинговых посредников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным предназначением торговых посредников выступает обеспечение удобства времени, места и самой процедуры приобретения товара с меньшими затратами, нежели смог бы сделать сам товаропроизводитель.
Деятельность посредников по организации товародвижения направлена на оказание помощи товаропроизводителю в создании запасов продукции и ее продвижении от места изготовления к местам потребления. Помимо прочего она предполагает содействие обеспечению оптимального сочетания транспортно-складских операций на пути перемещения товаров и услуг.
Маркетинговые агентства содействуют товаропроизводителю в реализации маркетинговых исследований, организации и проведении рекламных мероприятий, а также осуществлении консалтинга в области маркетинга.
К числу учреждение кредитно-финансового профиля относятся банки, различные страховые и кредитные компании, оказывающие товаропроизводителям помощь в финансировании сделок и страховании от рисков, связанных с куплей-продажей товарной продукции.
Помимо прочего посредники делятся на оптовых и розничных. Также они могут принадлежать к одной из двух групп:
- независимые посреднические организации;
- зависимые посреднические организации.
Первые отличаются самостоятельностью и приобретают товары в собственность с целью их последующей реализации на рынке. Вторые, напротив, не претендуют на право собственности на товары и работают за комиссионное вознаграждение за выполняемые услуги. К ним могут быть отнесены комиссионеры, брокеры, сбытовые агенты.
Особая роль в распределении товаров отводится непосредственно торговым посредникам, к числу которых относятся фирмы, осуществляющие за свой счет покупку и перепродажу товаров, помогающие в процессе, связанном с тем, что фирма-изготовитель передает все права на владение товаров конечному производителю.
В конечном счете, к посредникам относятся все лица, связывающие стороны, которые желают заключить сделку. Именно они способны насыщать потребительский рынок всем необходимым, удовлетворяя широкий перечень нужд и потребностей потребителей.
Место, функции и значение посредников и агентов при распределении товара
Маркетинговые посредники и агенты выполняют важнейшую роль в маркетинге, а именно – способствуют распределению и продвижению продукции к конечному потребителю. Свыше половины всего международного товарообмена реализуется посредством привлечения и использования торговых посредников и агентов. Основной целью их привлечения для фирмы-товаропроизводителя выступает возможность повышения экономичности торговых операций.
К основным функциям маркетинговых посредников и агентов относятся:
- определение потенциальных рынков сбыта для товара, производимого фирмой-изготовителем, через фирму-посредника и брокерские конторы;
- продвижение товарной продукции;
- получение и передача информации при помощи маркетинговых средств и других посредников;
- проведение переговоров и передача прав собственности на товарную продукцию и т.п.
На практике посредники, как правило, не испытывают затруднений, связанных с ограниченностью ассортимента, так как они чаще всего сотрудничают с множеством товаропроизводителей, что позволяет им удовлетворять потребности конечных потребителей более эффективно, затрачивая при этом меньше резервов.
Наиболее сильное влияние посредники и агенты имеют на рынках массового спроса, поскольку именно они подготавливают товар и осуществляют его передачу конкретному покупателю. Отсюда следует, что многие товаропроизводители в современном мире не просто прибегают к привлечению торговых посредников, но и вовсе. не могут обойтись без их помощи при распределении своей продукции на рынки конечного потребления.
Особую роль посредники и агенты, участвующие в распределении товаров и услуг, играют в тех производственных организациях, которые еще только выходят на рынок, известны случаи, когда товаропроизводители потерпели неудачу не потому, что их товар был неконкурентоспособным, а потому неверно выбрали посредническую организацию.
В конечном счете, решать, стоит пользоваться услугами посредников и агентов при распределении товарной продукции, должна сама фирма-изготовитель. Однако, как показывает практика, привлечение маркетинговых посредников способствует повышению надежности и продуктивности путей реализации продукции, которые смог бы обеспечить сам товаропроизводитель.