Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Развитие маркетинга в разных странах: история

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Развитие маркетинга в разных странах: история

Ранние этапы развития маркетинга в разных странах

Определение 1

Маркетинг – это наука, искусство и особая философия ведения бизнеса, основанная на изучении, принятии и удовлетворении потребностей рынка как основы получения прибыли.

Маркетинг в современном его понимании по историческим меркам появился не так давно. Однако, первые его зачатки возникли еще тогда, когда человек начал производить товаров больше, чем мог сам потребить. Излишки товаров было необходимо как-то сбывать. Именно тогда и сформировались первые принципы маркетинга. Произошло это еще во времена Древнего Рима и Древней Греции. Именно там торговцы впервые начали ориентироваться на потребительский спрос. Там же появились первая реклама и связи с общественностью.

По мере возникновения промышленного производства методы сбыта продукции стали усложняться. Вместе с ними стал развиваться и маркетинг. В разных странах мира его развитие происходило по-разному.

Развитие маркетинга в странах Европы и в Америке

В Англии XVII века уже применялись отдельные термины и приемы маркетинга. Именно оттуда вместе с переселенцами они были доставлены в Америку, где и получили свое дальнейшее развитие.

Развитие маркетинга в странах Европы было связано, прежде всего, с развитием промышленного производства. В торговле Англии XVII столетия уже прослеживались сильные маркетинговые ходы. В особенности это проявлялось на продвижении и популяризации виски.

В настоящее время ученые выделяют порядка шести основных этапов в развитии маркетинга стран Европы и США:

  • развитие ремесленного производства, появление конкуренции и привнесение фирменных маркировок на ремесленные изделия;
  • промышленная революция;
  • избыточность производства, превышение спроса над предложением;
  • научно-техническая революция и становление маркетинга;
  • расширение сферы деятельности маркетинга, его превращение в философию организации и управления предприятием;
  • трансформация классического маркетинга в маркетинг отношений.

Сегодня маркетинг в странах Европы и, особенно, в США активно развивается, как в теории, так и на практике.

Развитие маркетинга в России

В России маркетинг имеет свою особую историю развития. Уже в XVIII столетии русские купцы понимали необходимость формирования пула постоянных, лояльных покупателей, а потому стремились к установлению тесных и доверительных отношений с потребителями за счет продажи им качественного товара, предоставления бесплатных довесок и подарков за покупку, обеспечения гарантий, проведения дегустаций и т.п. Особое внимание в России того периода уделялось рекламе. По некоторым сведениям в XVI-XVII вв. русское купечество активно использовало маркетинговые приемы, стремясь к созданию круга собственных постоянных клиентов.

Как показала история, в царской России широкой популярностью пользовались следующие инструменты маркетинга:

  • рекламная продукция и ее активное распространение;
  • проведение и участие в международных и местных салонах, конференциях;
  • меценатство как основа формирования положительной рыночной репутации в глазах народа.

Однако, все это сошло на нет одновременно с приходом советской власти. Вслед за октябрьской революцией развитие маркетинга в нашей стране остановилось. Небольшое его оживление началось лишь с наступлением новой экономической политики (НЭПа). Именно тогда в Москве был учрежден Конъюнктурный институт – первая в СССР организация, занимающаяся изучением истории и развития маркетинга.

По окончании НЭПа разговоры о частной собственности, развитии рынка и конкуренции в Советском Союзе прекратились вплоть до наступления оттепели в период правления Н.С. Хрущева. Но и в тот период считалось, будто маркетинг является классово чуждым элементом, который не нужен советскому народу. В 1970-х гг. СССР потерпел неудачу при попытке выхода на внешний рынок. Основной причиной тому послужило полное непонимание рыночных отношений. Это и дало толчок к развитию маркетинга, в том числе на академическом уровне: появились первые переводы научных трудов по маркетингу, а в восьми российских вузах начали преподавать маркетинговые курсы.

После начался новый виток развития маркетинга, который продолжается и по сей день. Предпосылки для применения современного маркетинга были заложены еще в 1980-х гг. Ими стали:

  • изменение отношений собственности;
  • ликвидация государственных монополий;
  • наличие сбытовых проблем на отраслевом и внутрифирменном уровнях.

После перестройки в России начался новый этап развития маркетинга. Он начал пользоваться популярностью в академических кругах и активно использоваться на практике. Для современного российского маркетинга характерно повышенное внимание к теории при недостаточности практики. Кроме того, рыночные тенденции свидетельствуют о том, что современные российские компании стремятся внедрять в свою маркетинговую деятельность практику западных стран.

Развитие маркетинга в Японии

На сегодняшний день единого мнения относительно истоков возникновения маркетинга не существует. Некоторые его родиной называют Японию и считают, что основоположником относительно современного маркетинга стал собственник первого универсального японского магазина, открытого в 1690 году. Владельцем этого магазина был некто Мицуи. Подбирая ассортимент товаров, он первым начал учитывать интересы покупателей и предоставлять им гарантии на свой товар. Наиболее активно маркетинг в Японии в современном его понимании начал развиваться лишь в ХХ столетии. Основные этапы его развития отражены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

 Ключевые этапы развития маркетинга в Японии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые этапы развития маркетинга в Японии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первая стадия развития маркетинга в Японии характеризовалась сосредоточением японских компаний на импорте технологий из более развитых стран запада и укреплении имиджа японских товаров. На втором этапе проявился интерес к маркетингу как к научной дисциплине. После того, как концепция маркетинга была принята, на третьем этапе было положено начало активному практическому применению его инструментария. Четвертый этап был опосредован самостоятельностью японских маркетологов в выборе дальнейших путей развития и сосредоточением на вопросах социальной ответственности маркетинга. Следующий этап был ознаменован глобализацией японского маркетинга, формированием его комплекса и разработкой международных маркетинговых стратегий. Сейчас маркетинг в Японии представляет собой довольно зрелую философию, основанную на переориентации внутреннего рынка и глобализации.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис