Сущность и составные элементы ресторанного бренда
Ресторанный бренд – это комплекс ассоциаций, эмоций и представлений, которые возникают у потребителя в отношении ресторанного заведения.
Для того, чтобы разобраться в основах разработки ресторанного бренда, необходимо изучить элементы, его формирующие.
В сфере общественного питания, а именно – ресторанного бизнеса, бренд, впрочем, как и процесс его построения, имеет свои особенности. Ключевые элементы ресторанного бренда, приписываемые ему рыночными экспертами, в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Формула ресторанного бренда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под айдентикой понимается имидж ресторана, т.е. все то, с чем у гостей визуально ассоциируется ресторанное заведение.
Сама по себе айдентика ресторана включает в себя следующие обязательные элементы: имя ресторана; логотип ресторана; вывеска; помещение и интерьер ресторана; униформа персонала.
Очень большую роль в построении имиджа ресторана играет его название. Как показывает практика, любой владелец ревностно относится к имени своего ресторана. Он очень много времени тратит на выбор подходящего и запоминающегося названии. Впоследствии название практически никогда не меняется.
Логотип ресторана служит визуальным отображением бренда, главной идеи и атмосферы ресторанного заведения. Взглянув на логотип, гости заведения должны сразу же сделать соответствующие выводы и выбор («модно или непринуждённо», «демократично или изыскано», «дорого или доступно» и т.д.).
Вывеска, как правило, представляет собой логотип в визуальной форме. При этом особую роль играет то, в каком стиле и из каких материалов выполнена вывеска ресторанного заведения, насколько она привлекает и удерживает на себе внимание случайных прохожих. В конце концов, гость, глядя на вывеску, принимает окончательное решение, стоит ли заходить ему внутрь или же лучше пройти мимо.
Помещение и интерьер ресторана представляют собой физическую оболочку бренда ресторанного заведения. Это то, какие покрытия потолка и пола будут окружать гостей ресторана, какие стены будут вокруг них, на каких стульях и за какими столами они будут сидеть. Все это напрямую влияет на восприятие бренда ресторана.
Не менее важную, чем айдентика, роль играет продукт, т.е. меню ресторана. От того, какие блюда будут подаваться в ресторане, в значительной степени будет зависеть восприятие гостями бренда ресторанного заведения. К числу основных категорий блюд, в обязательном порядке присутствующих в меню большей части ресторанных заведений, относятся:
- классика бренда (набор фирменных блюд, без которых трудно представить себе ресторанное заведение);
- дополнительные позиции меню (дополняют классику и работают на повышение среднего чека);
- опциональные позиции меню;
- региональные позиции;
- сезонные позиции;
- промо-позиции.
Продукт формирует главную ценность ресторанного заведения, которая вкупе с царящей внутри него атмосферой формирует уникальный и неповторимый стиль ресторанного заведения.
Наконец, сервис и обслуживание в ресторанном заведении иллюстрируют позиционирование бренда. Существует несколько основных видов сервиса (самообслуживание, обслуживание официантами, обслуживание в авто и на вынос, доставка), какой из них выбрать каждый ресторан решает самостоятельно.
Все выше перечисленные элементы формируют бренд ресторанного заведения. Их следует рассматривать применительно к налаженным бизнес-процессам, которые команда ресторана использует в своей повседневной работе. Задачей ресторатора выступает донесение важности стандартов и процессов, обеспечение обучения сотрудников и последующий жесткий контроль всех стандартов.
Основы разработки и формирования ресторанного бренда
Формирование бренда ресторанного заведения предполагает разработку и построение всех выше описанных компонентов ресторанного бренда. Сам же процесс брендинга при этом состоит из следующих этапов:
- анализ рынка и маркетинговой среды;
- анализ существующего положения (в случае ребрендинга);
- построение концптуальных основ бренда ресторана;
- разработка визуальных элементов бренд-идентификации;
- проработка стратегии продвижения бренда ресторана.
Определяющую роль при разработке ресторанного бренда имеет выбор названия ресторанного заведения. При разработке названия ресторана рекомендуется учитывать расположение ресторанного заведения, атмосферу и направленность кухни, а также целевую аудиторию. Не менее важную роль играет логотип. Именно он выступает универсальным идентификатором качества. Логотип можно разместить на визитках, салфетках, фактурах официантов и т.п. Все это служит дополнительной рекламой ресторанного заведения.
Одним из важнейших этапов брендинга выступает разработка общей стилистики ресторанного заведения – его цветовой гаммы, материалов, из которых будет выполнен интерьер и т.п. Именно она предопределяет атмосферу, которая будет царить в ресторане.
Занимаясь разработкой ресторанного бренда, следует помнить, что ресторан – это не только то место, где можно вкусно поесть. Этот еще и то мест, где подписывают деловые контракты, делают предложение, встречаются с друзьями. Именно поэтому главным критерием разрабатываемого ресторанного бренда выступает его комплексность.
Ключевые тенденции ресторанного брендинга
Сегодня ресторанный брендинг – довольно распространённое явление, имеющее свою специфику. Ключевыми тенденциями современного ресторанного брендинга выступают:
- продажа личности и раскрутка заведения через шеф-повара;
- пропаганда культа здорового образа жизни;
- тематизиция ресторанных заведений.
Сегодня многие ресторанные бренды строятся вокруг личности ее шеф-повара. Гости приходят в ресторан, чтобы отведать изысканный блюда от шефа, о котором они много наслышаны. Современным ресторанам нужен такой шеф-повар, который может не только правильно приготовить пасту-болоньезе, но и сфотографироваться с довольными клиентами или же порадовать их небольшим шоу.
Еще одним трендом последних лет стал так называемый слоуфуд. В данном случае речь идет о популяризации системы заведений, основанной на «медленном» употреблении здоровой пищи. Свое воплощение она может находить в эко-направленности ресторанного заведении и создании внутри его соответствующей фермерской атмосферы.
Отдельного внимания заслуживает тематизация ресторанных заведений. В действительности существует множество способов сделать ресторан особенным. Это может быть крафт-тематика, организация так называемой «open kitchen», когда гости имеют возможность вживую наблюдать за процессом приготовления пищи, или же предоставление возможности заказа еды для питомцев.