Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Маркетинг / Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятия
Определение 1

Конкурентоспособность предприятия – это совокупность свойств коммерческой организации, которые определяют ее способность быть более привлекательной для потребителей (в плане удовлетворения их потребностей) по сравнению с основными конкурентами на рынке.

Теоретические основы конкурентоспособности предприятия

Одним из главных столбов современной рыночной экономики является конкуренция экономических субъектов за получение доступа к ограниченным ресурсам и иным объектам, имеющим определенную ценность. Способность (т.е. наличие возможностей, сил, условий) экономических субъектов принимать участие в конкуренции называется конкурентоспособностью.

Рынок или его сегмент, где предприятия вправе свободно соперничать за право реализовать собственную продукцию, называется конкурентной средой. Сейчас в качестве главного арбитра, который практически оценивает конкурентоспособность предприятий, выступает конечный потребитель. Решение, принятое им о приобретении той или иной продукции, говорит о том, что ее производитель более конкурентоспособен по сравнению с другими присутствующими на рынке производителями.

Готовые работы на аналогичную тему

Составной частью категории «конкурентоспособность» является конкурентная борьба, которая ведется между конкурирующими предприятиями в целях достижения конкурентных преимуществ, завоевания прочных позиций на рынке и вытеснения с него конкурента. Оценка основных рыночных параметров предприятия и ее продукции с учетом соответствующей оценки конкурентов называется конкурентной позицией.

Потенциальная способность предприятия разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия называется его конкурентным потенциалом. Его реализация и обеспечение высокого уровня конкурентоспособности предприятия подтверждаются соблюдением следующих условий:

  • потребители довольны и готовы повторно приобрести продукцию этого предприятия (т.е. потребители возвращаются, а товары нет);
  • к предприятию не предъявляются претензии со стороны общества, акционеров, партнеров и т.п.;
  • сотрудники предприятия гордятся своим участием в его деятельности, а люди, находящиеся в поисках работы, считают за честь трудиться в этом предприятии.

Содержание мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия

Достижение предприятием новых конкурентных преимуществ и укрепление им своих текущих позиций на рынке может происходить в результате практического применения следующих способов, которые направлены на повышение уровня конкурентоспособности:

  • снижение издержек предприятия, которые возникают в процессе производства и сбыта продукции;
  • обеспечение состояния незаменимости продукта предприятия с помощью дифференциации;
  • концентрация деятельности предприятия на одном конкретном рыночном сегменте;
  • воплощение в жизнь комплекса мер организационного характера.

Если предприятие добьётся снижения издержек, то у него появится возможность заниматься разработкой, производством и реализацией продукции, аналогичной продукции фирм-конкурентов, но с меньшими затратами. Данный способ может быть применим в ситуации, когда можно получить доступ к дешевому сырью и сэкономить на доставках продукции, на проведении исследований, рекламных кампаний, обслуживания клиентов.

Низкий уровень затрат выступает в качестве высокого барьера для входа на рынок новых предприятий – потенциальных конкурентов. Кроме того, ограничивается влияние поставщиков, зависимость от них. В то же время применяемые методы снижения затрат могут быть переняты конкурентами. А заработанное конкурентное преимущество может быть устранено в условиях возникновения серьезных технологических новшеств.

Способность предприятия обеспечить потребителей такой продукцией, которая имеет большую потребительскую стоимость (большую ценность для них), реализуется в дифференциации продукции. Это можно достигнуть за счет совершенствования дизайна, использования высококачественного материала, всеобъемлющего учета требований потребителей и т.д.

Однако предприятию стоит учитывать, что конкурентные преимущества, связанные с дифференцированием продукции, могут быть нивелированы естественным увеличением ее стоимости. Также необходимо постоянно следить за системой потребительских ценностей, поскольку она склонна к изменениям.

Один из вариантов деятельности предприятия заключается в ее концентрации на определенном сегменте рынка. В этом случае предприятие стремится к занятию лидирующего положения в выбранном сегменте, что может быть осуществлено в результате применения одного или двух сразу выше перечисленных способов. Соответственно, необходимо принимать во внимания особенности применяемого способа. Кроме того, возможно различие в ценах на продукцию специализированных и универсальных предприятий, что может быть воспринято покупателями негативно.

Работа предприятия в целом может быть улучшена (и, следовательно, уровень его конкурентоспособности повышен) в результате принятия ряда организационных мер. Так, искусственным образом могут быть ограничены поставки на рынок новой продукции, что окажет непосредственное воздействие на потребителей. Еще на предприятии может повышаться внимание к надежности продукции, к обеспечению ее технико-экономических и качественных показателей. Также широко распространена практика по изучению мероприятий конкурентов с целью последующего совершенствования аналогичных изделий.

Таким образом, в настоящее время существует большой набор альтернативных способов повышения уровня конкурентоспособности предприятия. Выбор конкретного способа определяется текущим финансовым состоянием предприятия, его положением на рынке и рядом других индивидуальных факторов.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис