Бренд и его узнаваемость
Бренд – это комплекс возникающих ассоциаций и оценочных суждений о продукте, компании или отдельно взятой личности, устойчиво заложенных в потребительском сознании.
Непосредственно под узнаваемостью бренда понимается его способность быть идентифицированным потребителем по определенным атрибутам, таким как логотип, графические образы, дизайн и пр. Также сюда входит способность потенциальных покупателей узнать или вспомнить популярную торговую марку.
В система маркетинга выделяют три уровня узнаваемости бренда:
- знание с подсказками;
- знание без подсказок;
- top of mind.
К первой группе относятся те бренды, которые покупатели могут вспомнить лишь при непосредственном контакте. Вторая группа включает в себя бренды, довольно отчетливо запечатлённые в памяти потребителей и вызывающие у них конкретный ассоциативный ряд. В состав третьей группы включаются 3-4 бренда, которые покупатель вспоминает в первую очередь.
Узнаваемость бренда крайне важна, а потому она является одним из показателей его успешности. Данный показатель оказывает существенное влияние на объём сбыта и финансовые показатели деятельности компании. От популярности торговой марки напрямую зависит конкурентоспособность продукции и перспективы роста бренда в долгосрочной перспективе. Именно поэтому повышению узнаваемости бренда в маркетинговых кампаниях уделяется столь много внимания. Одним из способов повышения узнаваемости бренда выступает разработка и реализация эффективной коммуникационной политики.
Сущность и составляющие коммуникационной стратегии
Под коммуникативной стратегией сегодня принято понимать часть стратегии компании, нацеленную на выстраивание эффективного обмена информацией с целевыми сегментами ради продвижения бренда компании и получения обратной связи. Иначе говоря, это крупномасштабный план продвижения бренда в расчете на установленный (ограниченный) отрезок времени, на протяжении которого должны быть решены определённые задачи.
Коммуникационная стратегия в определенном смысле представляет собой путь к повышению продаж посредством коммуникации с клиентами. В готовом виде коммуникационная стратегия должна отвечать на вопросы о том, кому, что, зачем и как мы хотим рассказать о бренде и компании. Она должна стать дорожной картой маркетолога на пути к сердцу целевой аудитории. Составлять коммуникационная стратегия может в произвольной форме. Ее примерная структура представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Общая структура коммуникационной стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура коммуникационной политики в значительной степени предопределяет порядок ее разработки. Основополагающая цель коммуникационной стратегии заключается в том, чтобы обеспечить информационную поддержку стратегии развития бизнеса. Опираясь на корпоративную и маркетинговую стратегии фирмы, она позволяет выявить наиболее эффективные пути и инструменты воздействия на целевые аудитории.
Основы разработки коммуникационной стратегии в целях повышения узнаваемости бренда
Коммуникационная маркетинговая стратегия может разрабатываться для продвижения бренда как компании в целом, так и ее товаров или услуг (новых или уже существующих). Правильно выстроенная коммуникационная стратегия в обязательном порядке должна соответствовать бизнес-целям организации, удовлетворять рыночным стандартам и не содержать в себе внутренних противоречий.
Коммуникационная стратегия может разрабатываться компанией самостоятельно или же с помощью сторонних специализированных организаций. В первом случае рекомендуется привлечение внешних консультантов и/или независимых рыночных экспертов. Во втором случае имеется в виду аутсорсинг.
Так или иначе, грамотно выстроенная коммуникационная стратегия позволяет значительно повысить узнаваемость бренда в условиях рынка. Для получения максимального эффекта работу рекомендуется строить по трем направлениям:
- маркетинговое,
- творческое,
- медийное.
Маркетинговое направление позволяет изучать потребителей, узнавать их предпочтения, вырабатывать понимание преимуществ продукта и его отличий от рыночных аналогов. В его основе лежит проведение опросов и глубинных интервью.
Творческое направление предполагает необходимость проработка деталей образа бренда. В результате основу бренда и коммуникации потребителя будет представлять некая оригинальная идея, которая блика и понятна целевой аудитории.
Под медийным направлением понимается отбор эффективных методов повышения узнаваемости каналов продвижения бренда среди целевой аудитории.
Методология разработки коммуникационной стратегии в целях повышения узнаваемости бренда
В настоящее время единого общепринятого подхода к разработке и проектированию коммуникационной стратегии маркетинга не существует. Основными (базовыми) этапами формирования политики маркетинговых коммуникаций сегодня считаются:
- анализ ситуации и постановка целей;
- разработка позиционирования;
- создание рекламных материалов и их распределение по каналам взаимодействия;
- запуск рекламной кампании;
- контроль и оценка эффективности.
Согласно другому подходу процесс разработки коммуникационной стратегии включает в себя пять шагов. Сначала определяются цели и задачи, затем производится выбор стратегии. После определяется структура комплекса маркетинговых коммуникаций, разрабатывается бюджет и, в конце, анализируются полученные результаты. Более расширенный подход включает в себя определение целей и задач, изучение параметров целевой аудитории, желаемый результат, обещание бренда, выбор стиля коммуникации, инструментов, каналов и географии бренда. Далее определяется ключевой инстайт стратегии (восприятие бренда как средства решения проблем) и производится оценка эффективности.
Для того, чтобы обеспечить рост узнаваемости бренда, коммуникационная стратегия должна содержать ряд ключевых элементов, таких как:
- главная, креативная идея, заложенная в основу всех рекламных активностей и иных мероприятий в каналах коммуникации;
- инсайт, обеспечивающий релевантность бренда и коммуникация потребностям пользователей и помогающий дифференцироваться от конкурентов;
- ключевое сообщение бренда (рациональное, эмоциональное или эмпирическое);
- тональность, с которой бренд общается со своим потребителем.
Так или иначе, главными принципами эффективной коммуникационной стратегии выступают: фокусировка внимания на главных инсайтах, понимание потребительских эмоций, учет потребностей аудитории, умение учиться у конкурентов и соблюдение баланса.