Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Разработка и реализация мотивационной политики предприятия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Разработка и реализация мотивационной политики предприятия
Разработка и реализация мотивационной политики предприятия

Понятие и сущность мотивационной политики предприятия

Определение 1

Мотивационная политика предприятия – это стратегическая линия организации, ориентированная на достижение глобальных целей, стоящих перед ее сотрудниками в сочетании с целями, стоящими перед самой фирмой.

Мотивационная политика направленная, в первую очередь, на мотивацию и стимулирование персонала компании к высокоэффективному и продуктивному труду посредством выстраивания прочных связей между производительностью труда и удовлетворением насущных потребностей работников. Она призвана определять базовые принципы, методы, формы и средства воздействия на потребности, мотивы, интересы, деятельность и поведение работников ради достижения целей, стоящих перед тем предприятием, на котором они работают.

Готовые работы на аналогичную тему

Главная задача мотивационной политики заключается в том, чтобы превратить сотрудников предприятия во владельцев своей личной рабочей силы, умеющих правильно и эффективно ею распоряжаться, повышая тем самым продуктивность и результативность рабочего процесса предприятия в целом. К числу прочих ее задач могут быть отнесены:

  • создание объективной и прозрачной системы стимулирования;
  • формирование мотивационной среды для развития и обучения персонала;
  • оказание содействия в поддержании стабильности и качества кадрового состава посредством определения и обеспечения оптимальных условий, способствующих удержанию и привлечению высококвалифицированных кадров;
  • построение кадрового резерва и реализация социальной политики.

В общем виде сущность мотивационной политики предприятия отражена на рисунке 1.

Сущность мотивационной политики предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Сущность мотивационной политики предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Составными элементами мотивационной политики любого предприятия выступают такие понятия, как потребности, стимулы, мотивы и вознаграждения.

По большому счету мотивационная политика предприятия представляет собой не что иное, как совокупность мероприятий, ориентированных на повышение уровня профессионализма, качества и производительности труда с одной стороны, и достижение краткосрочных целей предприятия, выступающих составной частью его долгосрочной программы, с другой стороны. На практике она предопределяет намерения совершения конкретной последовательности действий для достижения поставленной цели.

Основы разработки и реализации мотивационной политики современного предприятия

Считается, что разработкой мотивационной политики должны заниматься специальные подразделения предприятия (кадровые службы) или его руководители, управленцы, менеджеры. Сам по себе этот процесс довольно сложен, он требует определенных знаний и практических навыков.

При разработке мотивационной политики к ней предъявляются определенные требования. В частности, считается, что она должна быть прозрачной, эффективной, гибкой, справедливой и управляемой. В общем виде процесс разработки мотивационной политики представлен на рисунке 2.

 Алгоритм разработки мотивационной политики предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Алгоритм разработки мотивационной политики предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Условно сам процесс разработки и формирования мотивационной политики предприятия может быть представлен в виде трех последовательных этапов:

  • постановка и анализ целей;
  • формирование альтернативных вариантов мотивационных политик;
  • практическая реализация стимулирующих и мотивирующих воздействий.

Прежде всего, необходимо определить, каких целей призвана достичь формируемая на предприятии мотивационная политика. Далее эти цели подвергаются анализу на предмет соответствия текущих условий и фактический возможностей самого предприятия по их точному достижению. В случае необходимости они могут быть подвергнуты корректировке.

На втором этапе формируются альтернативные варианты мотивационных политик, т.е. определяется ее фактическое содержание. Как показывает практика, для мотивации сотрудников предприятия могут быть использованы как денежные, так и неденежные методы вознаграждения (в частности речь идет о материальной и нематериальной мотивации).

Третий этап опосредован практической реализацией мотивационной политики и мероприятий, в нее входящих. Неотъемлемой частью процесса практической реализации мотивационной политики предприятия выступает контроль и оценка ее эффективности.

Как элемент кадровой политики мотивационная политика подвержена влиянию множества различных факторов внешней и внутренней среды, а также сформированной на предприятии корпоративной культуры. Все эти факторы также следует учитывать и принимать во внимание при разработке и совершенствовании мотивационной политики.

Практическим результатом реализации грамотно выстроенной на предприятии мотивационной политики выступает рост работоспособности его сотрудников, повышение продуктивности трудового процесса в целом, а также наращивание объемов извлекаемой прибыли. Помимо прочего, считается, что реализация мотивационной политики способствует формированию лояльности со стороны сотрудников предприятия.

Базовые принципы формирования и реализации мотивационной политики современного предприятия

Эксперты выработали ряд принципов, которые рекомендуется закладывать в основу разработки и реализации мотивационной политики предприятия в целях обеспечения рациональности и эффективности ее построения. К числу таких принципов относятся:

  • целенаправленность;
  • комплексность;
  • конкретность;
  • реализуемость.

Рассмотрим каждый из принципов более подробно.

Принцип целенаправленности предполагает, что мотивационная политика должна быть ориентирована на четко сформулированную стратегическую цель деятельности предприятия, а все планируемые в рамках ее реализации мероприятия должны способствовать достижению организационной цели при условии учета и соблюдения интересов работников.

Согласно принципу комплексности мотивационная политика предприятия должна быть ориентирована на использование единого комплекса индивидуальных и коллективных, материальных и нематериальных, наказывающих и поощряющих компонентов.

В соответствии с принципом конкретности не допускается наличие в мотивационной политике предприятия непониманий, разночтений и возможности уклонения от реализации поставленных задач и решений.

Наконец, принцип реализуемости предполагает, что при разработке мотивационной политики следует учитывать реальные возможности предприятия, его финансовое положение и ресурсную базу.