Понятие, цели и задачи производственного маркетинга
Маркетинг на промышленных или производственных предприятиях сильно отличается от маркетинга на потребительском рынке (розница и сфера обслуживания). Различие связано со спецификой продукции производственно-технического назначения, которая используется для дальнейшего производства уже готовых продуктов (изделий) для конечного потребителя.
Роль маркетинга на промышленных предприятиях растет. Это связано с тем, что при оценке производственных возможностей рациональным считается выявление оптимального ассортимента продукции с учетом загрузки производственных мощностей. Планируемая ассортиментная структура сопоставляется со структурой, которая соответствует ситуации на рынке относительно прогноза на конкретный временной промежуток. На основе данной оценки можно сделать вывод, что предприятие обладает высокими производственными возможностями.
Маркетинговые исследования, проводимые производственными организациями, позволяют осуществлять анализ безубыточности и выявлять запас финансовой прочности. Результаты оценки показывают целесообразность производства той или иной продукции, экономическое обоснование маркетинговых мероприятий. Поэтому можно сказать, что значимость маркетинга на промышленном предприятии достаточная высокая.
Производственный маркетинг – это процесс, при котором производственный потенциал компании положительно и выгодно соотносится с потребностями и требованиями потребителей
Основной задачей производственного маркетинга является рост объема производства продукции. Для повышения спроса разрабатываются стратегии модернизации производства, чтобы увеличить выпуск товаров при минимальных расходах. В результате устанавливается низкая цена, которая привлекает покупателей.
Главная цель производственного маркетинга: совершенствование производства – повышение объема продукции – рост продаж – увеличение прибыли.
Задачи производственного маркетинга:
- определение потребностей и удовлетворение их наилучшим способом;
- оптимизация ассортимента с учетом производственных технологий и потребительских характеристик;
- выявление соотношения между старыми и новыми продуктами;
- попреданнее времени выхода нового изделия на рынок;
- снятия с производства товаров с низким спросом.
Функции и принципы производственного маркетинга
Основные функции производственного маркетинга не отличаются от функций других видов маркетинговой деятельности. В их состав входят:
- аналитическая функция (маркетинговое исследование рынка, потребителей, конкуренции, продукции, цен, макро- и микросреды предприятия);
- производственная функция (организация производства, наличие технологий, материально-техническое оснащение производственного процесса, качество и конкурентоспособность готовых товаров);
- сбытовая функция (система распределения продукции, обслуживание, формирование спроса и стимулирования сбыла, товарная и ценовая политика промышленного предприятия);
- функция контроля (контроль и внесение изменений в деятельность компании в соответствии с рыночными переменами и системой планирования на предприятии);
- функция управления (стратегическое и оперативное планирование, прогнозирование, информационное обеспеченность, принятие управленческих решений, система коммуникаций и др.).
Принципы производственного маркетинга:
- максимальное приспособление производства к требованиям рынка;
- взаимный выбор и доверие;
- индивидуальный подход;
- понимание потребителя;
- борьба за клиента;
- долгосрочные отношения.
Выполнение первого принципы заключается в том, что деятельность производственного предприятия строится на знаниях особенностей спроса и возможных его изменений его в будущем. Между производством и требованиями рынка существует функциональная зависимость, которая заставляет компании выпускать продукцию в объемах, необходимых потребителям.
Компании ищут своих потенциальных потребителей, предлагают свою продукцию и формируют взаимовыгодные отношения. И потребители находятся в активном поиске надежного поставщика, который максимально эффективно удовлетворить все запросы. Отношениями между производственными предприятиями и их потребителями строятся на взаимном доверии, соглашений относительно оплаты и поставок, честности ведения дел и перспективности отношений.
Если предприятия стремятся к установлению долгосрочных и взаимовыгодных отношений со своими клиентами, то стараются индивидуально подходить к каждому заказу. Это касается условий оплаты, обслуживания потребителей и адаптация продукции под требования клиентов.
Принцип понимания потребителя стоится на основе учете потребностей и динамики конъюнктуры рынка. Бизнес работает не только на получение прибыли, но и на принятие во внимание потребностей клиентов.
Борьба за своего клиента ведется любыми доступными, но добросовестными методами. Занять место в сознании клиента – это главная цель предприятия.
Установление долгосрочных отношений между производственным предприятием и потребителями – это длительный процесс, но в результате организация получает круг лояльных клиентов, который позволяет ей минимизировать риски и затраты.
Комплекс маркетинга производственного предприятия
В отличие от индивидуальных потребителей клиенты производственного предприятия находятся в жесткой зависимости от состояния внешней среды (экономика, политика, социальные факторы). Они приобретают продукцию, которая должна соответствовать текущим и перспективным рыночным и экономическим условиям.
Компании, которые уделяют значительное внимание маркетинговой деятельности, сами формируют рынок своих товаров, а не удовлетворяют потребности разовых потребителей. Для этого разрабатывают эффективные маркетинговые стратегии относительно четырех элементов комплекса маркетинга. Грамотное применение компонентов маркетинга-микс позволяет максимально удовлетворить потребности промышленных потребителей:
- товарная политика (активное участие клиентов в процессе создания продукции);
- ценовая политика (установление цен на основе затраты + прибыль, конкурентных материалов и по прейскуранту);
- сбытовая политика (небольшое количество точек; прямой контакт с потребителем или через посредников);
- политика продвижения (основные каналы коммуникаций: реклама, личные продажи, выставки, стимулирование сбыта).