Сущность и основы маркетинговых коммуникаций в социальных сетях
Маркетинговый коммуникации в социальных сетях – это комплекс мероприятий, нацеленных на использование социальных сетей в качестве каналов продвижения компании и ее продукции, а также для решения иных бизнес-задач.
Основой маркетинговых коммуникаций выступает SMM-маркетинг. Иначе они могут быть определены в качестве коммуникаций, реализуемых в пространстве социальных медиа. Под последними в общем смысле следует понимать интерактивный сайты, разработанные для общения людей. Как правило, сюда включаются различные виды интернет-ресурсов, предназначенных для обмена информационными сообщениями между пользователями (рисунок 1). Многие из них собирают многомиллионные пользовательские аудитории.
Рисунок 1. Некоторые примеры социальных медиа, используемых в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
На сегодняшний день наиболее часто используемым в SMM-маркетинге коммуникационным каналом выступают непосредственно сами социальные сети. С их помощью выстраивают долгосрочные отношения с потребителями, формируют их лояльность, управляют репутацией бизнеса, повышают объемы сбыта и реализации, а также решают множество других задач развития бизнеса.
Использованию социальных сетей в качестве канала маркетинговых коммуникаций способствует постепенная утрата доверия большей части интернет-пользователей к традиционным медиа. Популярность социальных сетей, впрочем, как и их влияние на общество, производителей и потребителей, постепенно, но неуклонно растет.
Преимущества использования маркетинговых коммуникаций в социальных сетях
SMM или продвижение в социальных сетях посредством использования различного рода маркетинговых коммуникаций представляет собой довольно мощный инструмент маркетинга. В грамотных руках он способен вывести бизнес на качественно новый уровень развития. Потенциал его использования в современном мире довольно высок.
Основными преимуществами маркетинговых коммуникаций в социальных сетях выступают:
- возможность привлечения и усиления внимания потенциальных клиентов к компании и ее продукту;
- широкий охват аудитории и ее постепенное, но стабильное увеличение;
- широкий набор предлагаемых инструментов таргетинга (география, демография, образование и работы, интересы и пр.);
- возможность установления доверительных отношений с потребителями, повышения их лояльности и гармонизации рекламного обращения с интересами клиентов;
- возможность выстраивания взаимоотношений с общественностью и СМИ, в состав которых могут входить как заинтересованные группы журналистов и блогеров, так и обычные пользователи социальных медиа.
Помимо этого у использования маркетинговых коммуникаций в социальных сетях имеются и другие преимущества. Прежде всего, речь идет о возможности выхода на международный рынок, интернет стирает многие границы. Использование трекинга дает возможность анализировать поведение посетителей, совершенствовать сайт, продукт и выявлять особенности маркетинговой деятельности в соответствии с выводами анализа.
Маркетинговые коммуникации в социальных сетях также отличает гибкость, доступность и интерактивность. Они работают везде и всегда, в режиме нон-стоп 24/7. Начать, редактировать и прервать их можно мгновенно. С их помощью потребитель получает возможность взаимодействовать с продуктом и его продавцом, изучать, а, в некоторых случаях, и «пробовать» товар (например, в виде ознакомительного фрагмента книги или демо-версии программного обеспечения). Если товар его устроит, он может с легкостью его приобрести в любом месте и в любое время. Кроме того, маркетинговые коммуникации характеризуются высокой оперативностью распространения и получения информации.
Наконец, маркетинговые коммуникации в социальных сетях служат основой обеспечения доступной информации о компании и/или ее товарах (услуга) для географически удаленных объектов. С их помощью можно размещать большое количество информации, автоматически получать необходимую информацию, организовывать быструю обратную связь с целевой аудиторией.
Проблемы использования маркетинговых коммуникаций в социальных сетях
Несмотря на высокую популярность и высокий потенциал развития, маркетинговые коммуникации в социальных сетях имеют свои недостатки и слабые стороны, ограничивающие возможности их использования и формирующие ряд проблем при их реализации. Рассмотрим их более подробно.
В настоящее время эксперты выделяют следующие проблемы, наиболее часто наблюдаемые при разработке и функционировании маркетинговых коммуникаций в социальных сетях:
- риск неверного выбора целевой аудитории;
- риск нерациональной траты денежных и временных ресурсов при недостаточном опыте работы в социальных сетях;
- возможность отсутствия подробной стратегии при позиционировании фирмы в социальных медиа;
- нехватка знаний в области community-менеджмента;
- проблематичность формирования качественной аудитории и пр.
Следует понимать, что управление репутацией в социальных медиа не сможет улучшить ситуацию, если качество продукции неприемлемо либо в самой структуре управления компанией имеются недочеты. Кроме того, организация маркетинговых коммуникаций неизбежно требует проведения регулярного мониторинга социальных сетей, сбора, обработки и анализа информации, который приходится делать вручную. Все это отнимает у SMM-специалиста довольно много времени и сил. Для обеспечения эффективности маркетинговых коммуникаций требуется высокая скорость актуализации информации о целевой аудитории и ее представителях, поскольку в социальных медиа все меняется стремительно быстро.
Наконец, не стоит забывать о том, что многие пользователи социальных сетей часто воспринимают новости и сообщения компании как спам. В этом случае они сначала перестают их читать, а после и вовсе выходят из сообщества.
Таким образом, к планированию и реализации маркетинговых коммуникаций следует подходить ответственно.