Поведение потребителей как объект изучения микроэкономики
Микроэкономикой называется часть общей экономической науки, в рамках которой исследуются экономические отношения между отдельно взятыми субъектами в процессе их производительной, распределительной, обменной и потребительной деятельности.
Микроэкономика как раздел науки изучает поведение потребителей в условиях рынка. Поведение потребителей представляет собой модель их действий, осуществляемых в ходе удовлетворения потребностей посредством приобретения и последующего использования экономических благ, представленных на рынке товарами и услугами.
Непосредственно в микроэкономике потребительское поведение определяется как процесс формирования рыночного спроса покупателей, которые в условиях ограниченности осуществляют выбор благ с учетом двух главных факторов – существующих цен и имеющегося дохода.
Основные принципы рыночного поведения потребителей формируют соответствующую поведенческую модель. Ее основными принципами, типологически подходящими преобладающей части рыночных потребителе, выступают следующие положения:
- потребители при выборе экономических благ руководствуются своими личными кусами и предпочтениями;
- возможности потребителей в части выбора экономических благ имеют ограниченный характер, основными ограничителями выступают потребительский доход и рыночные цены;
- в основе потребительского поведения лежит рациональная основа, действуя в рамках разумного эгоизма он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом;
- потребители в условиях рынка стремятся к максимизации совокупной полезности, стремясь выбрать набор благ, способный принести ему наибольший уровень полезности;
- помимо прочего поведение потребителя подвержено влиянию субъективных факторов и оценок.
Предложенная модель является наиболее простой, а все выше изложенные принципы характеризуют наиболее общую модель потребительского поведения, изучаемую в рамках микроэкономической теории. Рассмотрим ее концептуальные основы более подробно.
Потребительские наборы и бюджетные ограничения
Как известно, потребности человека безграничны и постоянно растут. Достичь их полного удовлетворения не представляется возможным. В связи с этим потребители вынуждены довольствоваться определенными наборами экономических благ, которые с одной стороны соответствуют их возможностям, а с другой – на максимально возможном при заданных условиях уровне удовлетворяют их потребности. Все эти положения находят свое отражение в теории потребительского выбора.
Рассмотрим понятия потребительского набора и бюджетного ограничения более подробно.
Потребительский набор – это комбинация доступных потребителю благ (товаров и услуг) при имеющихся у него финансовых возможностях.
Финансовые возможности потребителя, то есть уровень его дохода, находят свое отражение в бюджетном ограничении.
Бюджетное ограничение – это ограничение при выборе потребителем определённой комбинации товаров и услуг, сформированной на основе цен на блага и уровне дохода потребителя.
Бюджетное ограничение в рамках микроэкономики имеет графическое воплощение, в общем виде именуемое линией бюджетного ограничения (рисунок 1).
Рисунок 1. Пример линии бюджетного ограничения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из рисунка 1 видно, что при установленных на рынке ценах на пирожные и книги, а также доходе, имеющемся у потребителя, у него существует несколько возможных вариантов совершения покупки. Так, например, если он купит 13 пирожных, у него совсем не останется денег на книги и, наоборот, купив 7 книг, он не сможет позволить себе ни одного пирожка. В то же время он может купить 10 пирожных и 2 книги или 4 книги и 5 пирожных. Все эти варианты находят свое отражения на линии бюджетного ограничения (точки A, B, C, D).
Таким образом, линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю. Учитывая принципы потребительского поведения, изложенные ранее, потребитель может принять обоснованное решение о том, какой именно набор благ ему следует приобрести, чтобы максимизировать уровень извлекаемой полезности.
Основы потребительского выбора
В основу любого потребительского выбора заложены предпочтения покупателя. При этом считается, что подобный выбор включает в себя лучшую комбинацию благ (потребительский набор) из всех возможных. Под лучшей комбинацией понимается способность выбранного набора благ приносить наибольшую полезность для покупателя.
Для определения наилучшего набора приобретаемых экономических благ, то есть совершения оптимального потребительского выбора, в микроэкономике используются понятия общей и предельной полезностей:
- общая полезность отражает совокупную полезность всех единиц данного блага и всего потребительского набора;
- предельная полезность отражает полезность дополнительной единицы потребленного блага и представляет собой изменение совокупной полезности при покупке дополнительной единицы.
Для определения возможностей максимизации полезностей строится так называемая функция полезности, представляющая собой прямо пропорциональную зависимость между общей полезностью благ и их количеством. Помимо этого строятся графики (рисунок 2).
Рисунок 2. Графики совокупной и предельной полезности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из рисунка 2 видно, что предельная полезность блага по мере наращивания объемов его потребления сокращается, а совокупная полезность - возрастает. Это называется законом убывающей предельной полезности.
Итак, потребительский выбор должен приносить потребителю максимальную совокупную полезность в условиях бюджетного ограничения. Правило максимизации полезности звучит следующим образом: для максимизации потребителем полезности, получаемой от набора благ при данном бюджетном ограничении, необходимо обеспечить равенство отношения предельных полезностей благ к их ценам для всех благ. Иначе говоря, отношение предельных полезностей двух благ (книги и пирожные) должно быть равно отношению цен на эти блага.