Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Потребительское экономическое поведение

Понятие и особенности поведения потребителей в условиях рынка

Определение 1

Под потребительским (покупательским) поведением в экономике принято понимать процесс формирования индивидуального спроса на товары и услуги с учетом двух факторов – личных предпочтений потребителей и уровня их дохода. Помимо этих двух факторов на потребительское поведение оказывают существенное влияния и иные побудительные мотивы, стимулы и причины.

Потребительское поведение, его изучение и анализ играют важнейшую роль в деятельности коммерческих фирм. Зная его основы, правила и закономерности бизнес воздействует на потребительское сознание и стимулируют потенциальны потребителей к совершению реальных покупок.

Экономическое поведение потребителей может привести к одному из нескольких вариантов: потенциальный потребитель может принять положительное либо отрицательное решение о покупке (то есть купить товар или отказаться от него). Кроме того, он может решить поикать дополнительную информацию о продукции или других ее продавцов.

Экономическая модель потребительского поведения

Одной из основных моделей принятия решения о покупке товара или услуги, как базового результата потребительского поведения считается экономическая модель. Она предполагает, что в основе рыночного поведения покупателей лежит рациональная основа. Принятие потребительских решений опирается на прагматические соображения согласно представлениям индивида о выгодности и максимальной полезности приобретаемой продукции.

Согласно экономической модели основными факторами, которые предопределяют поведение потребителей в условиях рынка, выступают:

  • покупная цена на товар или услугу, пользующиеся спросом;
  • финансовая состоятельность (уровень доходов) покупателя;
  • расходы на эксплуатацию приобретаемого блага и т.п.
«Потребительское экономическое поведение» 👇
Помощь автора по теме работы
Найти автора

Таким образом, фундаментальной основой потребительского экономического поведения считается эффективность совершения покупки. Несмотря на то, что эффективность является понятием относительным, именно она отражает основной результат потребления. В случае рыночного поведения потребителей эффективность покупки измеряется ее полезностью, уровень которой различается в зависимости от субъекта потребления, его нужд, ожиданий и потребностей.

Таким образом, экономическая модель признает, что потребителям свойственны свои закономерности, которые могут играть не столь важную роль для них самих, сколько быть важны для рыночных товаропроизводителей и продавцов, выпускающих и реализующих посредством системы рыночных отношений свои товары и услуги. Основная ценность этой модели состоит в том, что она опирается и настаивает на аргументацию потребительского выбора, основанного на здравом смысле.

Экономические блага и потребности как основа формирования потребительского экономического поведения

В основе потребительского поведения наряду с воздействием субъективных социокультурных и личностных факторов лежит рациональная основа. Она опирается на базовые постулаты экономической модели, рассмотренные выше.

Потребительское экономическое поведение основано на необходимости удовлетворения потребностей, испытываемых индивидами с одной стороны, и учета его финансовых ограничений – с другой стороны. Если бы потребностей не существовало, то и говорить о потребительском поведении не имело бы смысла.

Определение 2

Потребитель – это человек, приобретающий либо имеющий намерение приобрести какой-либо товар или услугу, то есть экономическое благо.

Посредством приобретения экономических благ покупатели удовлетворяют имеющиеся у них потребности.

Определение 3

Потребность – это состояние неудовлетворенности, которое испытывает человек и из которого он стремиться выйти. Иначе ее определяют в качестве нужды в чем-либо.

Как известно, потребности человека безграничны, их круг все время растет и расширяется. Все множество потребностей в сфере поведения потребителей на рынке условно делится на четыре базовых категории (рисунок 1).

Виды потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Виды потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К потребностям материального плана относят нужду в воде, пище, жилье, одежде и пр. Примером духовных потребностей могут выступать потребности в информации, образовании, культурном времяпрепровождении и т.д.

Потребности производственного толка представлена потребностями в средствах производства, соответствующем его инфраструктурном обеспечении, рабочей силе и т.д. К личным потребностям относятся потребности в предметах потребления.

Первичные потребности должны быть удовлетворены в первую очередь (сон, питание, жилье и пр.), в вторичные – после них. Потребности вторичного толка являются заменяемыми (так, например, желая отдохнуть, человек может почитать книгу, сходить в кино либо погулять с друзьями).

К абсолютным потребностям относятся все потребности, даже те, которые в настоящее время не могут быть удовлетворены. В состав действительных потребностей входят те из них, которые могут быть удовлетворены при заданном уровне производства.

Те потребности, которые подлежат удовлетворению, предстают в виде платежеспособного спроса, объектом которого выступают экономические блага. Экономические блага также подлежат множественной классификации по различным основаниям. Они могут быть:

  • материальными и нематериальными;
  • долговременными недолговременными;
  • общественными и необщественными;
  • взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми;
  • прямыми и косвенными;
  • настоящими и будущими.

Приобретение экономических благ приносит потребителю определённую пользу, которая измеряется их полезностью. Полезность отражает способность товаров удовлетворять потребности покупателей, а также доставлять человеку удовольствие, от их потребления. Каждая последующая единица одного и того же экономического блага будет приносить потребителю все меньшую предельную полезность, а потому бесконечно растущее потребление определенных экономических благ невозможно.

Возможности потребления всегда ограничены – рыночным предложением с одной стороны, и возможностями приобретения товара или услуги – с другой. В таких условиях потребителям приходится делать выбор: какой продукт, в каких количествах, ха какую стоимость и у каких продавцов приобретать. Ответ на этот вопрос формируется в головах потребителей под воздействием множества факторов, а его ответом становится принятие конкретного решения о приобретении экономического блага либо отказе от него.

Дата написания статьи: 27.11.2018