Понятие и особенности поведения потребителей в условиях рынка
Под потребительским (покупательским) поведением в экономике принято понимать процесс формирования индивидуального спроса на товары и услуги с учетом двух факторов – личных предпочтений потребителей и уровня их дохода. Помимо этих двух факторов на потребительское поведение оказывают существенное влияния и иные побудительные мотивы, стимулы и причины.
Потребительское поведение, его изучение и анализ играют важнейшую роль в деятельности коммерческих фирм. Зная его основы, правила и закономерности бизнес воздействует на потребительское сознание и стимулируют потенциальны потребителей к совершению реальных покупок.
Экономическое поведение потребителей может привести к одному из нескольких вариантов: потенциальный потребитель может принять положительное либо отрицательное решение о покупке (то есть купить товар или отказаться от него). Кроме того, он может решить поикать дополнительную информацию о продукции или других ее продавцов.
Экономическая модель потребительского поведения
Одной из основных моделей принятия решения о покупке товара или услуги, как базового результата потребительского поведения считается экономическая модель. Она предполагает, что в основе рыночного поведения покупателей лежит рациональная основа. Принятие потребительских решений опирается на прагматические соображения согласно представлениям индивида о выгодности и максимальной полезности приобретаемой продукции.
Согласно экономической модели основными факторами, которые предопределяют поведение потребителей в условиях рынка, выступают:
- покупная цена на товар или услугу, пользующиеся спросом;
- финансовая состоятельность (уровень доходов) покупателя;
- расходы на эксплуатацию приобретаемого блага и т.п.
Таким образом, фундаментальной основой потребительского экономического поведения считается эффективность совершения покупки. Несмотря на то, что эффективность является понятием относительным, именно она отражает основной результат потребления. В случае рыночного поведения потребителей эффективность покупки измеряется ее полезностью, уровень которой различается в зависимости от субъекта потребления, его нужд, ожиданий и потребностей.
Таким образом, экономическая модель признает, что потребителям свойственны свои закономерности, которые могут играть не столь важную роль для них самих, сколько быть важны для рыночных товаропроизводителей и продавцов, выпускающих и реализующих посредством системы рыночных отношений свои товары и услуги. Основная ценность этой модели состоит в том, что она опирается и настаивает на аргументацию потребительского выбора, основанного на здравом смысле.
Экономические блага и потребности как основа формирования потребительского экономического поведения
В основе потребительского поведения наряду с воздействием субъективных социокультурных и личностных факторов лежит рациональная основа. Она опирается на базовые постулаты экономической модели, рассмотренные выше.
Потребительское экономическое поведение основано на необходимости удовлетворения потребностей, испытываемых индивидами с одной стороны, и учета его финансовых ограничений – с другой стороны. Если бы потребностей не существовало, то и говорить о потребительском поведении не имело бы смысла.
Потребитель – это человек, приобретающий либо имеющий намерение приобрести какой-либо товар или услугу, то есть экономическое благо.
Посредством приобретения экономических благ покупатели удовлетворяют имеющиеся у них потребности.
Потребность – это состояние неудовлетворенности, которое испытывает человек и из которого он стремиться выйти. Иначе ее определяют в качестве нужды в чем-либо.
Как известно, потребности человека безграничны, их круг все время растет и расширяется. Все множество потребностей в сфере поведения потребителей на рынке условно делится на четыре базовых категории (рисунок 1).
Рисунок 1. Виды потребностей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К потребностям материального плана относят нужду в воде, пище, жилье, одежде и пр. Примером духовных потребностей могут выступать потребности в информации, образовании, культурном времяпрепровождении и т.д.
Потребности производственного толка представлена потребностями в средствах производства, соответствующем его инфраструктурном обеспечении, рабочей силе и т.д. К личным потребностям относятся потребности в предметах потребления.
Первичные потребности должны быть удовлетворены в первую очередь (сон, питание, жилье и пр.), в вторичные – после них. Потребности вторичного толка являются заменяемыми (так, например, желая отдохнуть, человек может почитать книгу, сходить в кино либо погулять с друзьями).
К абсолютным потребностям относятся все потребности, даже те, которые в настоящее время не могут быть удовлетворены. В состав действительных потребностей входят те из них, которые могут быть удовлетворены при заданном уровне производства.
Те потребности, которые подлежат удовлетворению, предстают в виде платежеспособного спроса, объектом которого выступают экономические блага. Экономические блага также подлежат множественной классификации по различным основаниям. Они могут быть:
- материальными и нематериальными;
- долговременными недолговременными;
- общественными и необщественными;
- взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми;
- прямыми и косвенными;
- настоящими и будущими.
Приобретение экономических благ приносит потребителю определённую пользу, которая измеряется их полезностью. Полезность отражает способность товаров удовлетворять потребности покупателей, а также доставлять человеку удовольствие, от их потребления. Каждая последующая единица одного и того же экономического блага будет приносить потребителю все меньшую предельную полезность, а потому бесконечно растущее потребление определенных экономических благ невозможно.
Возможности потребления всегда ограничены – рыночным предложением с одной стороны, и возможностями приобретения товара или услуги – с другой. В таких условиях потребителям приходится делать выбор: какой продукт, в каких количествах, ха какую стоимость и у каких продавцов приобретать. Ответ на этот вопрос формируется в головах потребителей под воздействием множества факторов, а его ответом становится принятие конкретного решения о приобретении экономического блага либо отказе от него.