Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ординалистская теория потребительского поведения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Потребительское поведение / Ординалистская теория потребительского поведения
Ординалистская теория потребительского поведения

Сущность ординалистской теории потребительского поведения

Свои истоки ординалистская теория берет в конце XIX – начале ХХ века. Именно тогда в трудах таких всемирно известных ученых, как И. Фишер, В. Парето и Ф. Эджуорт, были заложены ее концептуальные основы.

Ординалистская теория предполагает отказ от ранее популярного количественного подхода к измерению и оценке экономической полезности благ, приобретаемых и используемых индивидам. Напротив, она исходит из принципиального положения о невозможности численного измерения получаемой от потребления экономических благ полезности. В то же время она говорит о том, что потребители могут лишь сравнивать наборы экономических благ и ранжировать их по степени предпочтительности. Сама же степень этой предпочтительности носит сугубо индивидуальный характер и определяется множеством факторов объективного и субъективного порядка.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные положения, на которых строится ординалистская теория поведения потребителей в условиях рынка, представлены на рисунке 1.

Концептуальные положения ординалистской теории потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Концептуальные положения ординалистской теории потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо прочего, представители ординалистской теории исходят из положения о том, что рыночное поведение потребителей определяется двумя базовыми установками:

  • практически всегда потребители отдают предпочтения большему количеству товара, нежели меньшему;
  • полезность отдельно взятого товара в ряду однородных экономических благ различна и в большинстве случает убывает.

Как показывает практика, представленные выше положения не всегда соблюдаются в полной мере. Тем не менее, представленная теория имеет право на существование.

Иначе ординалистскую теорию потребительского поведения принято называть порядковой школой, потому что ее представители отстаивают возможность измерения субъективной полезности и удовлетворения, получаемых потребителем от потребляемого ими блага, по порядковой шкале. Таким образом, потребитель измеряет не полезность отдельно взятых экономических благ, а полезность наборов (возможных сочетаний) таких благ. В рамках данной теории измерению подвергается исключительно сам порядок наборов благ, построенных по степени их предпочтительности для конкретного потребителя.

Ординалистская теория предполагает, что потребитель должен упорядочить свои предпочтения относительно существующих на рынке экономических благ. Иначе говоря, он должен систематизировать выбор товаров и услуг по уровню их удовлетворения, где:

  • первый набор благ приносит наибольшую степень удовлетворения;
  • второй набор благ приносит меньшее удовлетворение, нежели первый;
  • третий набор приносит еще меньше удовлетворения, чем второй и т.д.

Такой подход к систематизации наборов благ позволяет сформировать общее впечатления и составить необходимые суждения о тех предпочтениях, которые потребитель имеет в отношении набора благ. Другими словами, он позволяет понять различия в удовлетворении данными наборами благ. Сам же потребитель может определить, какой набор благ он предпочтет другому, однако он оказывается не в состоянии определить одни набор благ будет лучше другого.

Ординалистская теория смогла заложить базу современной экономической модели потребительского выбора в основе которой лежат три принципа – насыщенность, сравниваемость и транзитивность предпочтений.

Важную роль в графическом представлении ординалистской теории, а также практической оценке ее постулатов играю кривые безразличия и линии бюджетного ограничения. Рассмотрим их более подробно.

Кривые безразличия и бюджетная линия

Согласно ординалистской теории потребительские предпочтения в отношении определенных наборов потребительских благ могут быть выражены так называемыми кривыми безразличия (рисунок 2).

Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Кривые безразличия представляют собой множественную совокупность различных комбинаций двух товаров или услуг, которые приносят потребителю один и тот же уровень удовлетворения от их потребления. Это значит, что выбор между ними равнозначен. Каждая точка кривой безразличия отражает равноценные с точки зрения потребителя наборы благ – он может приобрести любой из них и получить одинаковую полезность.

Всякая кривая безразличия имеет отрицательный наклон. Он свидетельствует о том, что потребители, действующие рационально, будут предпочитать больший набор благ меньшему. Вогнутая форма кривых указывает на уменьшение предельных норм замещения.

Совокупность кривых безразличия, расположенных в одной плоскости называется картой кривых безразличия. Кривые безразличия, расположенные на одной карте, никогда не пересекаются. Кривые, расположенные выше и справа от другой кривой, считаются более предпочтительными для потребителя, а ниже и левее – менее предпочтительными.

Замечание 1

Кривая безразличия может быть построена для любой пары благ, которые приносят потребителю определённый уровень их полезности. По этому же самому принципу строится и карта безразличия, которая дает возможность сформировать более полное впечатление о системе потребительских предпочтений.

На практике построение и анализ кривых и карт безразличия требует необходимости учета бюджетных ограничений, которые показывают, какие наборы потребительских благ доступны потребителю при текущем уровне его дохода и заданном уровне отпускных (рыночных цен). Свое графическое отражение бюджетное ограничение находит в виде соответствующе бюджетной линии (красная линия на рисунке 2).

Замечание 2

Бюджетная линия показывает различные возможные комбинации двух продуктов, которые потребитель может приобрести при фиксированных ценах и величине денежного дохода.

Основными свойствами бюджетных линий считаются:

  • отрицательные наклон бюджетной линии;
  • зависимость расположения бюджетной линии от величины денежного дохода;
  • зависимость угла наклона бюджетной линии от изменения цен на продукты.

В сущность бюджетная линия показывает объективную информацию о ценах на товары и о величине дохода потребителя. Кривые безразличия указывают на потребительские предпочтения и строятся на основе безразличия. Оптимальный вариант потребления находится посредством совмещения бюджетной линии и карты безразличия (точка равновесия).

comments powered by HyperComments