Сущность потребительского поведения и особенности самих потребителей в XXI веке
Потребительское поведение – это определённым образом сформировавшийся порядок и формат взаимодействия потребителей с окружающей их маркетинговой средой.
Новый опыт потребления, характерный для современности, в системе маркетинга получил название потребительских инноваций. Его формирование служит своего рода ответом на вызовы постоянно меняющейся рыночной среды. Итак, кто он – современный потребитель?
Современные покупатели становятся все более разборчивы в своем выборе. Они не готовы брать первый попавшийся товар, способный удовлетворить их потребность, напротив, они досконально подбирают продукт, ориентируясь на мельчайшие детали. Сами покупки становятся все более разборчивыми и обдуманными. Эмоциональные покупки также имеют место быть, но происходят гораздо реже. Современные потребители обычно хорошо знают, чего хотят. Нередко, выбирая интересующий их товар, они обращают внимание на то, чтобы продавец, этот товар предлагающий, был экспертом бренда или продукта, мог оказать помочь в выборе идеального варианта и объяснить, на что нужно обратить особое внимание. Более того, сами потребители все чаще начинают сами неплохо разбираться в том, что они приобретают.
Описывать потребителя можно по-разному, однако, современные эксперты сходятся во мнении о том, что базовыми характеристиками современных потребителей, чаще всего закладываемых в основу сегментации рынка, выступают:
- их рыночное поведение;
- местоположение и личные интересы;
- жизненный этап и отношение к чему-либо;
- финансовые возможности;
- пол и возраст.
Определяющими характеристиками, используемыми для сегментации потребителей, выступают их привычки и поведение. В общем смысле под потребительским поведением принято понимать процесс формирования спроса на товары и услуги, в основе которого лежит определенная модель поведения в условиях рынка. Иначе оно может быть определено в качестве процесса, на протяжении которого формируется спрос потребителей на товары и услуги. Таким образом, это деятельности, опосредованная процессами выбора, обретения, потребления и избавления от продуктов и услуг.
Модели поведения современных потребителей
Модель потребительского поведения служит отражение связи между реакцией потребителей и факторами, ее определяющими. Стоит отметить, что сегодня покупка тех или иных товаров и услуг все чаще превращается для потребителей в своего рода способ самовыражения и идентификации. Потребители ищут не просто товар, а свой продукт, свой бренд. При этом они хотят получить все здесь и сейчас, в удобном для них месте и в удобное для них время.
Решающее значение для потребителей в их покупательском выборе играют такие факторы, как время, затрачиваемое на осуществление покупок, а также соотношение цены и качества. Потребители XXI века все чаще стремятся приобретать качественные и надежные бренды по умеренным ценам.
Основные модели потребительского поведения, относимые к категории «современных» в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Современные модели потребительского поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно модели верности бренду потребители выбирают те марки, которые знают, которым они доверяют и к которым они уже привыкли. Модель «цена-качество» предполагает, что основополагающим критерием покупательского выбора служат качественные характеристики продукта, а не одна лишь его цена. В основе демонстративного потребительского поведения лежит выбор товара (услуги) по цене.
Согласно модели «сноб» основой принятия потребительского решения выступает стремление покупателя выделиться из общей массы. Прямо противоположна ей модель «общего вагона», опирающаяся на приверженность потребителей к общей массе покупателей.
Базовые тренды в поведении современных потребителей и определяющие их факторы
Современный рынок не стоит на месте, он активно развивается. Конкуренция растет, борьба за потребителей становится все более ожесточенной. Мир стремительно меняется под давлением инноваций и растущей глобализации. Вместе с ним меняется и поведение потребителей в условиях рынка.
Эксперты отмечают, что в последнее время поведение потребителей претерпело существенные изменения. Основной причиной тому послужили такие факторы, как:
- усиление разборчивости покупателей при выборе товаров и услуг;
- стремление к этичности и экологичности потребительского поведения;
- активное развитие интернет-торговли;
- новые стратегии рыночного продвижения и пр.
Помимо прочего, на формирование нового потребительского опыта свое влияние оказывают такие тренды, как цифровой деток и медиа-аскетизм, быстрые услуги как ответ на упрощение жизни и общая цифровизация жизни человеческого общества.
Все эти, а также многие другие факторы оказывают неизбежное влияние на ценности, мотивы и рыночные модели поведения современных потребителей. Для потребителей XXI века характерно нежелание приобретать продукты, не соответствующие их ценностям (в частности речь может идти о продуктах, вредных для здоровья, неэкологичных и неэтичных товарах и т.д.). Сегодня большая часть покупателей, так или иначе, стремится следить за своим здоровьем и качеством своего питания, что, в свою очередь, неизбежно приводит к изменению потребительских привычек, например, отказу от фастфуда и продуктов, содержащих в себе искусственные добавки.
Еще одним характерным трендом современности эксперты называют стремление потребителей к экономии своего времени. Именно поэтому многие покупатели отдают предпочтение покупкам через интернет традиционному посещению магазинов (особенно в крупных городах). Кроме того, современные потребители все чаще стремятся стать экспертами и тщательно изучают информацию о товаре, его составе и происхождении. Интерес к новым товарам и услугам растет, в то же время многие отдают предпочтение известным маркам, избегая покупки товаров неизвестных производителей даже ради экономии.
В целом справедливо говорить о том, что потребление становится все более осознанным. Опыт становится важнее обладание. Растет стремление к безопасности и экологичности потребления, а сами потребители оказывают взаимное влияние друг на друга.