Сущность портрета аудитории
Основная задача компании – это создать такой товар, который полностью бы удовлетворил потенциальных клиентов. Это возможно только, если точно определена целевая аудитория. Но важно не просто знать своих потребителей, но и знать их в «лицо». Для этого необходимо составить портрет ЦА, что является ключевым элементом маркетинговой деятельности.
Любое предложение напрямую зависит от количества деталей и качеств портрета покупателя, поэтому оно должно максимально подходить его потребностям.
Портрет целевого потребителя – это общий образ клиента, который включает следующие характеристики:
- пол;
- возраст;
- место проживания;
- семейное положение, наличие детей;
- профессия;
- уровень дохода;
- потребности, желания и страхи.
Для анализа портрета клиента учитываются не только демографические, социальные и экономические факторы, но и поведенческие. Это позволяет определить, какие маркетинговые кампании разрабатывать.
Для составления портрета используются и дополнительные параметры:
- психографические: черты характеры, темперамент, жизненные позиции, образ жизни;
- любимые вещи: книги, фильмы, марки автомобилей, виды спорта, кафе и др.;
- наличие проблем со здоровьем.
Применение данных критериев в описании портрета, который позволит получить более узкую целевую аудиторию, которые заинтересуются предложением компании. Ориентация на широкую аудиторию – это нерациональный подход. Чем шире ЦА, тем нечеткий портрет потребителя и сложно выделить его характеристики.
Основная рекомендация для всех предприятий – это использовать максимально точные портреты потребителей, чтобы не производить большое число товаров и не расширять ассортимент просто так. Это поможет специалисту по маркетингу идентифицировать потенциальных потребителей, которые с большей вероятностью будут покупать и использовать продукцию.
Если предприятие планирует расширить номенклатуру своей продукции, то можно использовать более общий портрет клиента. Это и есть основная цель портрета клиента, а именно адаптация под потенциального клиента и создание такого товара и таких маркетинговых кампаний, которые принесут максимальный доход компании.
Инструменты для составления портрета клиента
Для составления портрета целевой аудитории маркетологи используют различные способы и инструменты:
- анкетирование и личное интервью с покупателями;
- онлайн-сервисы для проведения опросов;
- сервисы аналитики поисковых систем;
- социальные сети;
- Yandex.Wordstat;
- записи входящих звонков в компанию или колл центр;
- тайный покупатель;
- сведения ранее проведенных маркетинговых и социологических исследований.
Первый инструмент предполагает разработку соответствующую анкету, которую заполняют существующие и потенциальные клиенты организации. Личное общение с покупателями можно устроить после совершения покупки. В этом случае рекомендуется задать 2-3 важных вопроса, чтобы не оттолкнуть клиента и не отнять у него много времени.
В Интернете достаточно много различных сервисов для проведения опросов, в том числе и бесплатных (Google Forms, survio.com и др.). Эти сервисы позволяют не только собрать данные анкет, но и встроить виджет опроса на сайт. Некоторые сервисы даже оптимизированы для мобильных устройств.
К сервисам аналитики поисковых систем относят Яндекс.Метрика и Google Analitics. Они помогают собирать информацию о посетителей веб-ресурсах, а именно:
- поисковые запросы (те слова и фразы, которые вводит пользователь в строку поиска Яндекса или Google);
- половозрастной состав пользователей;
- геопозиция;
- интересы;
- часто посещаемые сайты.
Эффективным и часто используемым способом получения сведений о потенциальном и реальном клиенте являются социальные сети. Изучая и анализируя профили потребителей и группы (сообщества), в которые они входят, можно узнать массу необходимой информации:
- пол;
- возраст;
- образование;
- сфера деятельности;
- хобби и увлечения;
- интересы и предпочтения и т.д.
Полученные сведения позволяют составить точный портрет целевой аудитории, а также рекламные сообщения, которые будут размещаться в группах и сообществах.
Сервис статистики поисковых запросов пользователей – Яндекс.Вордстат – способствует уточнению потребностей целевой аудитории компаний.
Записи входящих звонков, а также установка системы коллтретинг, позволит не только фиксировать звонки, но и определять источник звонка (т.е. откуда пришел клиент – рекламное объявление или через поисковые системы).
Метод «тайный покупатель» широко используется в маркетинге. Это инструмент наблюдения за покупателями в торговом зале: как они выбирают, читают ли этикетки, как оценивают, обращаются ли за помощью к консультантам и т.д. Кроме этого данный способ позволяет проанализировать и конкурентов.
Дополнительно используются данные ранее проведенных маркетинговых и социологических исследований. Для этого можно использовать такой сервис, как Яндекс.Взгляд.
Процесс составления портрета целевой аудитории
Главная рекомендация для всех бизнесменов – это составить портрет своей целевой аудитории. Почему это так необходимо?
- правильно составленный портрет клиента позволяет понять, какие каналы и инструменты маркетинга целесообразно использовать;
- возможность разработки точечного рекламного сообщения благодаря знаниям о потребностях потребителей;
- портрет клиента – это своего рода «лицо» определенного сегмента рынка;
- на основе портрета строится уникальное торговое предложение (УТП).
Непосредственно перед процедурой составления портрета целевого потребителя следует получить ответы на четыре вопроса:
- Какую проблему решает товар или услуга?
- Кто является покупателем данного товара или услуги?
- Где находится потенциальный покупатель?
- Какие проблемы или вопросы у него регулярно возникают?
После получения развернутых ответов на эти вопросы и определив основные параметры портрета клиента, можно переходить к его разработке.
Этот процесс включает несколько этапов:
- анализ текущей клиентской базы;
- на основе особенностей потребительского поведения широкая аудитория делиться на узкие группы;
- подробное описание каждой узкой группы потребителей;
- составление портрета клиента на основе демографических, экономических, социальных, психографических и поведенческих характеристиках.
Аналогичным способом разрабатывается портрет целевой аудитории на сайте или социальных сетях.