Маркетинг как функция управления
На прибыльность бизнеса влияют различные факторы, которые можно объединить в две основные группы:
- производственные (факторы рационального использования ресурсов производства, экономия на издержках производства и др.);
- рыночные (состояние рыночной конъюнктуры и перспективы ее развития, масштабы и условия конкуренции).
До начала своей производственной деятельности компания должна исследовать рынок, оценить конъюнктуру, изучить спрос на товары, условия производства продукции, сложившийся уровень цен на рынке, определить возможные расходы и выбрать выгодный с экономической точки зрения вариант.
Предприятия, прежде чем решают производственные проблемы, должны получить ответы на вопросы: почему следует производить, что надо производить и кому следует производить. Такая деятельность, которая направлена на изучение рынка, улучшение качества продукции и управление сбытом, называется маркетингом.
Поэтому маркетинг выступает как функция управления предприятием, которая содержит:
- исследование реального и потенциального спроса на конкретный товар на конкретном рынке, изучение требований потребителей к товару (качеству, новизне, эстетическим и экономическим характеристикам, уровню цен, каналам сбыта и др.);
- разработка маркетинговой программы по товару или группе товаров на основе проведенного исследования (с учетом изучения возможных производственных издержек, расходов на НИОКР, транспортные, сбытовые затраты, расходы на рекламу и т.д.).
- установление верхнюю границу цены на продукцию и рентабельности ее производства;
- разработка инвестиционной политики компании, определение полных издержек производства и уровня рентабельности по предприятию в целом;
- определение итогов хозяйственной деятельности организации: валовые доходы, чистая прибыль после вычета стоимости материальных затрат, оплаты труда, выплаты всех налоговых платежей и отчислений, а также процентов по займам.
Главной особенностью маркетинга как одной из функций управления заключается в том, что он предполагает принятие решений на основе многовариантных экономических расчетов с применением программного обеспечения и направлен на формирование организационных, юридических и экономических условий для успешной деятельности предприятия на рынке.
Взаимосвязь маркетинга и управления
Для эффективной деятельности компании руководство должно проводить детальные маркетинговые исследования, которые позволяю принимать оптимальные решения в сфере формирования спроса, созданию привлекательного товарного ассортимента, достижению конкурентоспособности товаров, разработки подробных маркетинговых планов развития производства, реализации и продвижения продукции.
Это возможно, если в компании функционирует эффективная система управления маркетингом.
Современные условия развития бизнеса заставляют компании работать по принципу клиентоориентированности. Поэтому процесс управления маркетинговой деятельностью в организации строится на ответах на следующие вопросы:
- Какие потребности имеют потенциальные и существующие потребители?
- Какие стратегические точки рыночного участия стремится достичь фирма?
- Какие каналы сбыта обеспечат выявленную потребность потребителей?
- Какие ресурсы (финансовые, материальные, сырьевые и др.) необходимы для производства товаров и услуг?
- Какой уровень обслуживания ожидают клиенты?
- Какой стратегический контроль необходим для получения ожидаемой прибыли?
Маркетинговое управление (управление маркетингом или маркетинг-менеджмент) – это процесс планирования и реализации маркетинговой концепции, установление цен, продвижения товаров и услуг, которые максимально удовлетворяют потребителей
Рисунок 1. Взаимосвязь маркетинга и менеджмента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Управление маркетингом является важным элементом общекорпоративной системы управления, который ориентирован на достижение соответствия реальных внутренних возможностей компании с факторами внешней среды для получения желаемого результата.
Но достичь положительных и высоких результатов невозможно без применения согласованной модели управления маркетингом, которая позволяет вносить изменения в решения по вопросам планирования, организации, мотивации, оценки и контроля.
Взаимосвязь планирования и системы маркетинга
Одна из задач маркетинга – это установление максимально возможной систематичности и рациональности в деятельности компании на основе из ее стратегических целей. Главная управленческая задача менеджмента предприятия при использовании планирования заключается в том, что минимизировать степень риска и обеспечить сосредоточение ресурсов в выбранных сферах деятельности.
Эффективное выполнение всех функций маркетинга невозможно без продуманного и широкомасштабного планирования.
Связь между системой маркетинга и планированием является активной и носит двусторонний характер. Цели маркетинговой деятельности влияют на характер, временной диапазон и систему планирования.
Реализация маркетинговой деятельности в определенной последовательности проводится во взаимодействии с планом маркетинга.
Результат плановости при выполнении маркетинговых мероприятий – разработка и реализация программы маркетинга, которая представляет собой генеральный план, определяющий содержание всех других планов компании.
Маркетинговое планирование направлено на решение следующих проблем:
- постановка целей, принципов и параметров оценки процесса планирования;
- создание структуры и запасов частных планов, характера из взаимодействия;
- выявление характера первичной информации, которая необходима для планирования;
- определение общей организации процесса и границ планирования.
Процедура планирования – это циклический процесс, который не ограничивается только разработкой маркетингового плана. Утвержденный руководством план должен иметь возможность корректироваться на основе поступающей снизу информации и факторами внешней среды маркетинга.