Количественные методы прогнозирования
Количественные методы, применяемые для составления прогнозов, реализуются посредством математических моделей. Они строятся в предположении, что данные о поведении процесса в прошлом могут быть распространены на будущее.
Рисунок 1. Виды количественных методов прогнозирования в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экстраполяция – это продление временного ряда на последующие временные периоды, т.е. расширение линии тренда.
Методы экстраполяции заключаются в применении исторических данных по исследуемому временному ряду. Главный принцип данного метода – прогнозирование долгосрочных тенденций. Основным фактором, определяющий эффективность экстраполяции является надежность данных, которые лежат в основе анализа.
В состав метода экстраполяции входит метод скользящей средней. Это модель применяется для составления краткосрочных прогнозов и основана на временных рядах. Среднее арифметическое реальных продаж, выявленное для принятого числа последних прошедших временных периодов берется за прогноз на следующий период времени.
Используется также и метод взвешенного скользящего среднего. Эта модель аналогична предыдущей, только определяется не среднее, в средневзвешенное значение. Именно оно и берется за основу прогноза на следующий временной период. Малые веса относят к более отдаленным периодам, чтобы в ближайшее время не было резких скачков и изменений.
Модели линейной регрессии используются для установления зависимости между переменными, которые должны быть между собой связаны. После установленная зависимость применяется в прогнозировании. Такой метод используют для соотнесения
- продаж с ценой, мероприятиями по продвижению и рыночными факторами, производственными издержками с объемами выпуска;
- курса акций с процентными ставками и доходами.
Экспоненциальное сглаживание использует временные ряды и предназначена для составления краткосрочных прогнозов. В рамках данного метода объем продаж, который спрогнозирован для последнего периода, корректируется с учетом ошибки прогноза. Данный измененный прогноз и считается прогнозом на будущий период.
Моделирование – это незаменимый инструмент при построении прогнозов. При исследовании состояния экономики и прогнозирования ее будущего развития используют математическое моделирование. Это конвертация определенных знаний, гипотез об оригинале, которая оформляется в виде экономико-математических соотношений.
Выделяют различные виды моделей:
- оптимизационные;
- статические;
- динамические;
- структурные;
- факторные;
- комбинированные.
Качественные методы прогнозирования
В случае недостаточности информации или дороговизны количественных методов используют качественные модели прогнозирования.
Качественные методы прогнозирования относятся к интуитивным или неформализованным. Их применяют при отсутствии количественных данных или, когда получение числовой информации – очень трудоемкий и затратный процесс.
Виды качественных методов прогнозирования:
- опрос потребителей;
- экспертные оценки (метод Дельфи, метод мозгового штурма, метод сценариев);
- системный анализ.
На основе опросов потребителей строится модель ожиданий. Интервьюеры опрашивают потенциальных и существующих клиентов на предмет оценки их собственных потребностей в будущем, а также новых потребностей. Полученные данные, корректировка и опыт руководителя позволяют точно предсказать совокупный спрос.
Метод экспертных методов – это процедура, в рамках которой группа экспертов обсуждают, высказываются свои мнения и приходят к общему согласию. Эксперты заполняют опросный лист по изучаемой проблеме и записывают свое отношение. Далее каждый эксперт получает ответы своих коллег, рассматривает снова прогноз. Если он не совпадает с прогнозом других специалистов, то эксперт объясняет причину. Такой процесс повторяется, пока эксперты не придут к согласию.
По принципу действия экспертные методы прогнозирования делятся на индивидуальные и коллективные экспертные оценки. К индивидуальным методам относят метод интервью, метод сценариев. К коллективным – метод Дельфи, метод мозгового штурма.
Метод Дельфи – один из перспективных экспертных методов в прогнозировании. Это ряд последовательно проводимых процедур, которые направлены на формирование группового мнения. В основе данного метода следующие мероприятия или действия:
- поставленные в анкете вопросы могут иметь ответы в виде чисел;
- эксперты должны быть компетентными и давать полную оценку по исследуемой проблеме;
- ответ на каждый вопрос должен быть обоснован экспертом.
Метод мозгового штурма или мозговой атаки широко используется в прогнозировании. В рамках данного метода рассматривается проблемная ситуация, которая реализует генерацию идей, а затем их разрешение посредством выдвижения контр-идей и разработкой согласованной позиции.
Метод сценариев – это метод описания будущего, которое составлено с учетом правдоподобных гипотез. Для прогноза характерно существование несколько вариантов развития. Отсюда прогноз и состоит из ряда сценариев: оптимистический, средний и пессимистический.
Комбинированные методы прогнозирования
Единого, универсального, метода прогнозирования не существует, насчитывается в среднем 150 методов составления прогнозов.
Комбинированные или комплексные методы – это сочетание количественных и качественных методов прогнозирования.
В их состав входят такие методы, как:
- метод прогнозного графа;
- метод Паттерн;
- методы Профайл.
Метод прогнозного графа основан на принципах метода «дерева целей». По данному методу и строят дерево целей, которое отражает обобщенное экспертное суждение о потребностях, потенциале и ресурсах в определенной отрасли экономики. Процедура состоит из двух туров. Сначала выдвигаются условия сформулированных целей, а затем оценивается вероятность их достижения.
Метод Паттерн – это инструмент анализа проблем, которые трудно поддаются решению, с большой неопределенностью прогнозирования и планирования их реализации. Данная методика позволяет составлять прогнозы на 10-15 лет. Главный плюс методики паттерн заключается в том, что в ней определены классы критериев оценки относительной важности, взаимной полезности, состояния и сроков разработки.
Метод Профайл – это программированные функциональные показатели для лабораторной оценки. Для количественной оценки вводится система критериев:
- устойчивость;
- содействие;
- вероятность достижения цели;
- своевременность.
С точки зрения используемых методов структура Профайл совпадает со структурой Паттерн.