Понятие и роль маркетинга в деятельности IT-компания
Современный рынок состоит из компаний, которые не только адаптируются под изменения в окружающей среде, но и сами влияют на эту среду, создавая новые рынки. Таким рынком является тот, на котором работают высокотехнологичные информационные компании (IT-компании).
Любая организация ведет свою производственно-коммерческую деятельность посредством информации. Это самый востребованный продукт, позволяющий развиваться и совершенствоваться. Для получения, обработки и передачи различных данных или сведений необходимо соответствующее оборудование, которым обеспечивают IT-компании.
Выделяют три вида высокотехнологичных информационных организаций:
- изготовители IT-оборудования;
- производители и разработчики программного обеспечения (ПО);
- провайдеры доступа и контент-провайдеры;
- предприятия, для которых интернет – канал реализации, закупки товаров, сырья и материалов, т.е. организации, занимающиеся е-коммерцией.
С каждым годом конкуренция на IT-рынке растет, появляются новые компании, обладающие определенными преимуществами. Удержаться на плаву способны предприятия с сильной и профессиональной командой. Существенную роль в успехе высокотехнологичных информационных компаний играет грамотный маркетинг.
При создании IT-компании и для ее эффективной работы необходимо:
- идейное позиционирование;
- уникальная и понятная клиенту идея;
- большой и качественный сервис;
- высококвалифицированные кадры;
- умение отставать от конкурентов.
Маркетинг является носителем идеи IT-бизнеса. Он отражает идеологию, проявляется в стратегии и тактике, системе мотивации сотрудников и корпоративным ценностям. Стать лидером на рынке высокотехнологичных информационных технологий без маркетинга невозможно.
Сущность и инструменты IT-маркетинга
Рынок IT не терпит ошибок. Поэтому любая неудача в проектах приводит к резкому подрыву репутации компании и доверия со стороны клиентов. Предприятия теряет партнеров, покупателей и финансы. Приобретенный с годами опыт позволяет маркетологам эффективно использовать новые инструменты маркетинга, использовать старые методики при необходимости.
Под IT-маркетингом понимают продажи высокотехнологичных информационных продуктов посредством определенных методов. Это завоевание IT-рынка при помощи разработки и применения на практике новых технологических подходов.
На практике IT-маркетинг отождествляют с понятием Интернет-маркетинга. По звучанию оба термина сходны, но между ними наблюдается существенная разница.
Реализация программного обеспечения – это и IT-маркетинг, и интернет-маркетинг. Но в случае продажи товаров потребительского назначения или продуктов питания IT-маркетинг неуместен.
По направленности IT-маркетинг подразделяется на два вида:
- external marketing (экстернал маркетинг) — маркетинг, ориентированный на привлечение клиентов;
- internal marketing (интернал маркетинг) — маркетинг, ориентированный на привлечение и удержание сотрудников.
Рисунок 1. Инструменты IT-маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Уровни маркетинга в IT-компании
Маркетинговая деятельность IT-компании осуществляется в рамках трех уровней:
- стратегический маркетинг;
- тактический маркетинг;
- операционный маркетинг.
На первом уроне определяется общая, конкурентная и функциональные стратегии развития предприятия. Роль стратега выполняет топ-менеджмент организации, но в процессе поиска идей активное участие в процессе принятия стратегических решений принимает персонал отдела маркетинга, аналитики и руководители проектов.
Стратегический уровень предполагает приятие решение о выборе определенной технологии для работы (Java, Net и др.). Также осуществляется выбор целевых рынков, создание долгосрочного плана производства и реализации программных продуктов, выбор специализации (IT в банковской сфере и др.), принятие решений относительно ценовой политики. Главным преимуществом IT-компании является именно четкая специализация.
Тактический уровень предполагает продвижение программного продукта на выбранных рыночных нишах, а также раскрутка самой IT-компании как команды профессиональных и опытных разработчиков ПО и надежного партнера для аутсорсинговых организаций.
На данном маркетинговом уровне создается база данных реальных и потенциальных клиентов, а также осуществляется поиск заказчиков на аутсорсинговые разработки.
Тактические действия и мероприятия разрабатываются некоторыми специалистами отдела маркетинга. В частности, это такие должности в компании, как:
- маркетолог;
- менеджер продукта;
- специалист по ценообразованию;
- дизайнер;
- копирайтер;
- seo-оптимизатор;
- аналитик;
- переводчик;
- бренд-менеджер.
Операционный уровень маркетинга– это деятельность IT-компании по реализации, внедрению и обслуживанию программного продукта или услуг. Основные задачи данного уровня:
- заключение договоров на продажу IT-продуктов;
- внедрение продукта;
- своевременный апгрейд;
- решение вопросов, возникающих в ходе эксплуатации ПО;
- развитие IT-продукта в соответствии с требованиями рынка.
Эти функции выполняют менеджеры по продажам ПО, бизнес-аналитики и технические консультанты.
Особенности разработки маркетинговой стратегии для IT-компании
Современные информационные технологии позволяют компаниям получать конкурентные преимущества, расширять список возможностей и повышать эффективность деятельности. Это влияет не только на достижение главной цели любой коммерческой организации – получение прибыли, но и на рост уровня благосостояния населения и развития страны в целом.
Информация – это необходимый нематериальный актив, который важен для всех сфер деятельности компании: управленческое звено, производство, снабжение, сбыт и т.д.
Разработка маркетинговой стратегии IT-компании связана с особенностями изготавливаемых продуктов или оказываемых услуг.
В основе IT-продукта лежит интеллектуальная собственность. Поэтому такой продукт состоит из трех элементов:
- использование интеллектуальной собственности производителя или вендора;
- использование собственной интеллектуальной собственности;
- предоставление услуг по поддержке, обслуживанию и обновлению ПО.
- Стратегия маркетинга разрабатывается на основе результатов исследования рынка и внутренней среды предприятия. Это необходимо для преодоления барьеров в будущем развитии IT-компании. Цель организации – добиться лидерских позиций на рынке с минимальными затратами и рисками.