Понятие и сущность интенсивности конкуренции
Конкуренция – это соперничество между организациями в условиях рынка.
В общем смысле конкуренция может быть определена в качестве противостояния экономических субъектов, проводимое с целью обеспечения максимально эффективного использования факторов производства. Чаще всего, когда речь идет о рыночной конкуренции, в виду имеется борьба за потребителя. Конкуренция характеризуется различными критериями, одним из которых выступает ее интенсивность (или степень концентрации).
Интенсивность конкуренции – это степень противодействия конкурентов в борьбе за новые ниши рынка и самих потребителей.
В маркетинге интенсивность конкуренции считается одной из наиболее важных и емких характеристик, определяющих активность конкурентной среды фирмы. По сути, она характеризует привлекательность рынка и отражает стратегически важные направления рыночных шагов организации. Путем сравнения интенсивности рыночной конкуренции за различные временные периоды можно определить тенденции развития рынка, изменений соотношения конкурентных сил, а самое главное – вовремя выявить возможные негативные последствия для бизнеса.
Интенсивность рыночной конкуренции имеет двойственную природу:
- с одной стороны она характеризует неравномерность объемов производства (реализации) товаров и услуг между субъектами рынка;
- с другой она определяет степень рыночной монополизации.
Интенсивность конкуренции – показатель, обратный уровню концентрации продавцов (товаропроизводителей) на заданном рынке. При прочих равных условиях, чем выше интенсивность рыночной конкуренции, тем ниже уровень концентрации товаропроизводителей или продавцов на рынке и наоборот.
Базовые факторы интенсивности рыночной конкуренции
Вне зависимости от типа рынка, о котором идет речь, интенсивность конкуренции на нем всегда определяется тремя базовыми составляющими, иначе именуемыми агрегированными факторами. Как правило, к ним относятся:
- темпы роста рынка;
- характер распределения частей рынка между конкурентами;
- рентабельность рынка.
Рассмотрим их более подробно.
Темпы роста характеризуют скорость развития рынка. Так, например, увеличение рыночных долей может быть обеспечено не только благодаря конкурентам, но и за счет увеличения числа потребителей и наращивания общих объемов совершаемых ими покупок. В этом случае интенсивность рыночной конкуренции снижается. В то же время в условиях депрессии товарного рынка наращивание объемов сбыта зачастую обеспечивается благодаря переманиванию потребителей у конкурентов либо ухудшению положения последних. В данном случае активность конкурентной борьбы возрастает.
Важную роль в оценке интенсивности рыночной конкуренции играет анализ характера распределения долей рынка между конкурентами. Обычно для его оценки используют анализ уровня концентрации производства в отрасли, позволяющий оценить степень монополизации рынка.
Не менее важным фактором, предопределяющим интенсивность рыночной конкуренции, считается рентабельность рынка, отражающая его общую результативность (эффективность). При прочих равных условиях, чем выше рентабельность рынка, тем ниже интенсивность конкуренции и тем меньше давление конкурентной среды и наоборот.
Общий порядок оценки интенсивности рыночной конкуренции и показатели, ее характеризующие
На практике оценить интенсивность рыночной конкуренции не так-то просто. Осложняет данной задачу невозможность точной оценки взаимодействия факторов конкурентной среды. В связи с этим эксперты производят лишь среднее измерение интенсивности конкуренции. Подобного рода оценка, как правило, в основе своей опирается на три выше описанных агрегированных фактора (элемента).
Сам по себе процесс оценки интенсивности рыночной конкуренции носит поэтапный характер. Его основные стадии в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Методика количественной оценки интенсивности рыночной конкуренции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Итак, рассмотрим каждый из этапов более подробно.
Прежде всего, необходимо выявить и определить основных рыночных конкурентов. Для этого рекомендуется составить перечень компаний, находящихся на целевом либо новом рынке, т.е. сформировать так называемый конкурентный лист. По итогу на конец анализируемого периода в него должны попасть фирмы, действующие на рассматриваемом рынке и образующие его конкурентную среду.
Далее, на втором этапе, за анализируемый и базисный периоды производится сбор исходной информации и обработка первичных данных. В том случае, когда получение сведений об объемах тех или иных ресурсах, имеющихся на целевом рынке, не представляется возможным, допускается равномерное распределение ресурсов между конкурентами.
На третьем этапе оценке подвергается степени монополизации рынка, т.е характер распределения частей рынка между конкурентами. Проводить подобную оценку необходимо с учетом того, что степень рыночной монополизации обратно пропорциональна интенсивности рыночной конкуренции. Для оценки данного фактора могут быть использованы индекс Херфиндаля и четырехдольный показатель конкуренции CR4.
Далее производится расчет показателей, характеризующих интенсивность конкуренции по вариации рыночных доле, после чего можно приступать к расчету и анализу показателей интенсивности конкуренции по темпам роста рынка и его рентабельности. Тем роста рынка определяется на основе объемов рынка на конец анализируемого и базисного периодов. Для оценки рентабельности и рынка чаще всего используются соответствующий коэффициент рентабельности коэффициент Лернера.
Наконец, на седьмом этапе на основе проведенных ранее расчетов определяется обобщенная характеристика интенсивности рыночной конкуренции. Данный показатель отражает общую меру привлекательности исследуемого рынка.
По окончании всех расчетов формируются заключительные выводы, позволяющие не только дать численную оценку интенсивности конкуренции на заданном рынке, но и оценить перспективы развития компании на нем.