Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценка эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии

Сущность маркетинговой деятельности на промышленном предприятии

Определение 1

Маркетинговая деятельность – это многоаспектный, сознательно управляемый и целесообразный процесс, направленный на удовлетворение потребностей рынка и состоящий не только в реализации специфических функций маркетинга, но и в установлении конкретных целей, способов их достижения и источников ресурсов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Основополагающей целью маркетинговой деятельности на промышленном предприятии является обеспечение коммерческого успеха деятельности предприятия и его продукции в условиях рынка. Основным способом достижения этой цели является наращивание объемов сбыта. Помимо этого, маркетинговая деятельность может преследовать и иные цели.

Основу маркетинговой деятельности на промышленном предприятии составляют:

  • рыночные исследования;
  • разработка программ создания и производства товарной продукции;
  • установление цен;
  • налаживание коммуникаций;
  • организация и стимулирование сбыта;
  • развертывание служб сервиса и пр.

Таким образом, маркетинговая деятельность на промышленном предприятии осуществляется циклично. Начинается она с проведения информационно-аналитических исследований, обеспечивающих стратегическое и текущее планирование, продолжается разработкой тактики маркетинга и реализацией конкретных маркетинговых мероприятий, а заканчивается – оценкой своей эффективности.

Методические основы оценки эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии

Оценить эффективность маркетинговой деятельности промышленного предприятия весьма сложно, поскольку далеко не всегда количественный эффект, полученный от реализации маркетинговых мероприятий, может быть выражен в конкретных показателях. Тем не менее, производить такую оценку приходится довольно часто.

«Оценка эффективности маркетинговой деятельности на промышленном предприятии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На сегодняшний день единой общепринятой методики оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий в научной литературе не выработано. Все множеству существующих подходов к оценке эффективности маркетинговой деятельности на промышленных предприятиях может быть сведено к следующим разновидностям:

  • количественные методы;
  • качественные методы;
  • социологические методы;
  • балльные методы;
  • информационные методы.

Каждая из групп методических подходов к оценке эффективности маркетинговой деятельности имеет свою специфику и особенности. Рассмотрим их более подробно.

Количественные методы оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий опираются на необходимость сравнения затрат на реализацию маркетинговой деятельности и мероприятий, с ней связанных, с валовой прибылью предприятия. В некоторых случаях затраты на рекламу сопоставляются с объемами продаж. Так или иначе, речь идет о сравнительном соотношении затрат на маркетинг и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Эффективность маркетинговой деятельности в данном случае может носить стоимостной или процентный характер.

В основе качественных методов оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий лежит проведение маркетингового аудита, основанного на всестороннем анализе внешней среды организации, ее возможностей и угроз. Практическим методиками данной группы выступают:

  • маркетинговый контроль, ориентированный на результаты;
  • маркетинг-аудит, основанный на анализе качественных сторон деятельности предприятия.

Социологические методы оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий основаны на использовании инструментов прикладной социологии, а именно – проведении социологических исследований. Особенно часто методы прикладной социологии используются для оценки эффективности маркетинговых коммуникаций.

Балльные методы оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий призваны «вычленять» ее эффективность по каждому мероприятию на предмет соблюдения перечня критериев соответствия процессов и структур общей концепции маркетинга. В этом случае по каждому из выбранных критериев выставляется балльная оценка, после чего подсчитывается их суммарная величина.

Определенную популярность в современном мире получили информационные методы оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий. Суть их сводится к использованию определенных программ, представляющих собой программное обеспечение для маркетинговых информационных систем. В этом случае оценка эффективности маркетинговой деятельности является лишь одной из функций маркетинговых информационных систем.

Показатели эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий

Для оценки эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий может быть использовано множество различных показателей. Они могут быть количественными и качественными, а сама эффективность маркетинга – положительной или отрицательной. В конце концов, их перечень определяется выбранной методикой оценки.

Условно все множество показателей эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий делится на три группы. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.

Базовая группировка показателей эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовая группировка показателей эффективности маркетинговой деятельности промышленных предприятий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Показатели рыночной эффективности позволяют оценить внешние условия рынка, привлекательность его и его отдельных сегментов. К подобного рода показателям могут быть отнесены темпы роста, доля рынка, его привлекательность, потенциал рыночного спроса и пр.

Показатели конкурентной эффективности отражают общую конкурентоспособность предприятия и его продукции. К ним можно отнести качество товарной продукции, бренда и затрат, а также общую эффективность деятельности предприятия в отношении предложения конкурентоспособной цены.

Под показателями деятельности клиента понимаются внешние показатели, характеризующие эффективность сотрудничества компании с потребителями. В частности, речь идет об оценке удовлетворенности и лояльности клиентов, их осведомленности и воспринимаемой потребительской ценности.

Каждый из выше названных показателей играет важную роль в переходе промышленного предприятия на более высокий уровень эффективности и рентабельности маркетинга.

Дата написания статьи: 20.10.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot