Сущность и разновидности каналов онлайн-маркетинга
Каналы онлайн-маркетинга – это инструменты и средства, используемые для продвижения в интнернет-среде.
С каждым годом инструментарий онлайн-маркетинга расширяется, появляются все новые способы воздействия на потребителей. Основные каналы, наиболее часто используемые компаниями для продвижения в интернет-среде, в общем виде представлены на рисунке 1. Каждый из них имеет свою специфику и особенности. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые каналы онлайн-маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из базовых каналов онлайн-маркетинга выступает веб-сайт компании и его продвижение в поисковых системах сети Интернет. С его помощью увеличивается трафик ресурса и достигается высокий уровень конверсии по запросам. Не менее активное развитие получила контекстная реклама, размещаемая в поисковой выдаче и соответствующая темам вводимых пользователями запросов. На сегодняшний день именно контекстная реклама считается одним из наиболее эффективных источников трафика.
В основе организации и проведения email-рассылок лежит привлечение потенциальных клиентов за счет отправки им рекламных рассылок по электронной почте.
Все более активными темпами начинает развиваться SMM-продвижение, т.е. продвижение компании и/или бренда в социальных сетях (обычно для этого создается специальная страница или группа, в рамках которых осуществляется регулярный постинг контента и проводится работа с целевой аудиторией).
В онлайн-маркетинге для доставки целевой аудитории рекламно-информационных сообщений довольно часто используется тизерная и баннерная реклама, основанная на использовании в качестве рекламных объявлений изображений, баннеров и текстов.
Особую специфику в онлайн-маркетинге имеет реклама в мобильных приложениях. Свою наибольшую эффективность она показывает в сфере облачных сервисов, таких же мобильных приложений, игр и продуктов массового спроса.
Вирусная реклама в основе своей опирается на распространение рекламных объявлений, роликов или картинок самими пользователями сети Интернет. Она способствует росту узнаваемости и запоминаемости бренда и является весьма доступной, однако получить желаемый эффект от нее довольно сложно, удается это лишь единицам.
В основе контент-маркетинга лежит размещение на сайте, сторонних ресурсах или группах социальных сетей информативного и полезного для пользователей контента.
Относительно новым и потому слабо развитым каналом онлайн-маркетинга выступает нативная реклама, предполагающая представление пользователям рекламы в виде качественного контента. В последние годы постепенно набирает популярность канал онлайн-маркетинга, опирающийся на использование мобильных приложений для общения, т. е. мессенджеров.
Довольно высокую эффективность на практике демонстрирует таргетированная реклама в социальных сетях, нацеленная на достаточно узкую целевую аудиторию и ее потребности и чаще всего используемая для продвижения бренда (персонального или корпоративного).
Какой из каналов онлайн-маркетинга выбрать, каждая компания решает для себя сама. Определяющим фактором выбора при этом выступает предполагаемая оценка их эффективности.
Эффективность каналов онлайн-маркетинга и основы ее оценки
В системе онлайн-маркетинга эффективность каналов продвижения товаров и услуг принято рассматривать с двух сторон:
- как способность канала достигать поставленные перед ним цели;
- как способность результатов использования того или иного канала онлайн-маркетинге превышать затраты на его раскрутку.
В наиболее общем смысле под эффективностью канала онлайн-маркетинга следует понимать результативность их использования, которая, кстати сказать, может быть подвергнута оценки как с экономической, так и с коммуникативной точки зрения. Так или иначе, оценка эффективности каналов онлайн-маркетинга проводится в рамках общего аудита маркетингового канала. При этом в основу проведения подобного рода оценки могут быть положены как количественные, так и качественные показатели. Особое внимание при этом отводится оценке исполнения функций канала онлайн-маркетинга.
Основные показатели, наиболее часто используемые специалистами для анализа и оценки эффективности использования тех или иных каналов онлайн-маркетинга, представлены ниже:
- хиты;
- хосты;
- ROI;
- CAC;
- CPL;
- CV;
- СТВ и др.
Каждый из них имеет свою специфику и особенности. Некоторые могут быть использованы для оценки лишь некоторых каналов онлайн-маркетинга в то время как другие являются универсальными и подходят для оценки эффективности любого интернет-канала, задействованного в маркетинге. Рассмотрим их более подробно.
Показатели хитов и хостов чаще всего используются при оценке эффективности использования интернет-сайтов. Под хитами понимаются просмотренные пользователями страницы. При помощи их подсчета определяется рекламная мощность сайта. К хостам относят уникальных пользователей, делающих хиты, т.е. просматривающих страницы.
Одним из универсальных показателей, используемых для оценки эффективности каналов онлайн-маркетинга, выступает показатель ROI, представляющий собой коэффициент возврата инвестиций. С его помощью можно определить, сколько денег принес каждый рубль, вложенный в раскрутку и использование того или иного канала интернет-маркетинга.
Весьма часто в онлайн-маркетинге для оценки эффективности каналов продвижения используются такие показатели, как САС и CPL (стоимость привлечения клиента и привлечения лида соответственно). Под лидом в данном случае понимается некое целевое действие, совершенное интернет-пользователем и максимально эффективно конвертируемое в продажу.
Не менее часто для оценки каналов онлайн-маркетинга используется показатель конверсии (CV). Иначе его называют показателем кликабельности. Он показывает долю интернет-пользователей (посетителей веб-ресурса), совершивших целевое действие после перехода на веб-ресурс.
Довольно часто для оценки эффективности каналов онлайн-маркетинга используется показатель эффективности интернет-рекламы, определяемый соотношением числа покупателей (либо пользователей, совершивших целевое действие) к общему числу посетителей веб-канала.
Следует отметить, что оценка эффективности каналов онлайн-маркетинга проводится как на этапе планирования, так и на стадии контроля их реализации.