Сущность классической концепции маркетинга и ее допущения
Классическая концепция маркетинга – это система положений, взглядов и инструментов деятельности предпринимательских структур, ориентированных на потребности и нужды покупателей, а также их лучшее удовлетворение.
Ядром концепции классического маркетинга выступают клиенты с их запросами, ожиданиями и потребностями, а также готовность бизнеса к удовлетворению этих самых потребностей и иных рыночных запросов. Сама концепция основана на тщательном исследовании рынка в целях определения истинных потребностей и нужд покупателей и последующей разработке соответствующих этим нуждам товаров и услуг.
Центральное звено классической концепции маркетинга – потребители.
Основные положения классической маркетинговой концепции были разработаны известным американским ученым Ф. Котлером. В общем виде система классического маркетинга представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Система маркетинга в рамках классической концепции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основополагающим принципом классической концепции маркетинга выступает проведение тщательных рыночных исследований на предмет выявления, анализа и оценки потребностей и нужд целевых рынков, а также выстраивание деятельности компании таким образом, чтобы наиболее эффективно и наилучшими в сравнении с конкурентами способами удовлетворить потребности клиентов. Основополагающей целью коммерческой деятельности в рамках данной концепции выступает обеспечение удовлетворенности потребителя как один из основополагающих фактором максимизации прибыли.
Основными средствами маркетинга в рамках классической концепции выступают инструменты стратегического маркетинга и оперативный его комплекс (4Р – продукт, цена, сбыт и продвижение). Все реализуемые в рамках маркетинговой деятельности коммуникации строго ориентированы на потребителя. Их основной целью выступает стимулирование продаж, в основе которого лежит убеждение потенциальных покупателей в том, что именно продукт этой фирмы может наилучшим образом удовлетворить их потребности.
В классическом виде концепция маркетинга просуществовала вплоть до 1960-х гг. Основополагающими факторами ее успеха выступали:
- относительно высокие стандарты уровня жизни, который, в свою очередь, оказывал влияние на формирования потребительских запросов и ожиданий;
- высокий уровень дифференциации потребностей и запросов покупателей при условии динамичного развития форм их выполнения;
- широкий инструментарий для проведения рыночных исследований, позволяющий вовремя обнаруживать структурные изменения, происходящие в характере потребительского спроса;
- высокая технологическая гибкость и скорость реагирования на рыночные изменения и пр.
Свое успешное практическое воплощение классическая концепция маркетинга находит при соблюдении трех базовых допущений. Во-первых, рыночное предложение должно существенно превышать имеющийся спрос. Во-вторых, она исходит из положения о наличии потребностей, не удовлетворяемых предлагаемой на рынке продукцией. В-третьих, предполагается, что потребитель готов уплачивать большую стоимость за ту продукцию, которая способна лучше удовлетворить его потребности.
Как показала практика, классическая концепция маркетинга вовсе не идеальна. Более того, в современном мире далеко не все ее допущения возможны. Отсюда вытекают ее недостатки и ограничения. Рассмотрим их более подробно.
Ограничения и слабые стороны классической концепции маркетинга
Классическая концепция маркетинга вовсе не идеальна. Она имеет определенные недостатки, так называемые слабости, которые ограничивают возможности ее практического использования.
На практике основными недостатками концепции классического маркетинга считаются:
- высокие затраты на маркетинг при условии отсутствия объективных и количественных показателей его эффективности;
- неприятие рисков;
- моно-ориентация на потребителя;
- высокая вероятность чрезмерной рыночной сегментации;
- ориентация на тактические инструменты маркетинговой деятельности;
- одностороннее воздействие на покупателей;
- неспособность к выстраиванию долгосрочных и взаимовыгодных отношений с потребителем;
- отсутствие обратной связи;
- низкая гибкость и адаптивность;
- ограниченность инструментальной базы.
Помимо прочего недостатками данного подхода выступает допущение о том, что потребители с одной стороны четко знают, чего хотят, а с другой – о том, что они способны осознанно и объективно сравнивать товары между собой. Следует понимать, что классическая концепция маркетинга формировалась в период массового производства, существенное влияние на нее оказали черты раннего индустриального общества, когда ассортимент рыночных товаров был относительно невелик, а власть принадлежала товаропроизводителям. В период становления концепции технические новинки развивались медленно, по большей части совершенствовались уже выпускаемые товары. В результате концепция классического маркетинга не учитывала тот факт, что в современном мире открытия будут происходить гораздо быстрее, и уже не покупатель будет формировать товар, а наоборот – инновации будут формировать спрос. Сегодня просто создать продукт, по характеристикам превосходящий конкурентов, и проинформировать об этом рынок недостаточно. Фирмам нужно смотреть в будущее, на шаг опережая осознание покупателями их потребностей.
Говоря о недостатках классической маркетинговой концепции, отдельного внимания заслуживают источники опасности ее бездумного использования. Подобного рода источники, прежде всего, заложены в чрезмерном преувеличении маркетинговых усилий и слишком сильном давлении на покупателя. Произойти это может по разным причинам. Одной из них может стать неверное (ошибочное) понимание сотрудниками отдела сбыта (в первую очередь - продавцами) своих функций. Так может возникнуть ситуация, при которой продавцы начнут чувствовать себя исключительно в роли агентов, основной функцией которых выступает передача потребительских запросов в компанию, пренебрегая при этом своими задачами в сфере сбыта. Чрезмерно сильная сегментация потребителей, вызванная избыточными исследованиями рынка, способна привести к рассогласованности ассортимента и ценообразования и, в конечном счете, послужить причиной чрезмерно высоких затрат. Все это может негативно сказаться на финансовых показателях бизнеса и привести к нежелательным внешним эффектам.