Понятие мотивации в маркетинге
Маркетинговая деятельность тесно связана с мотивацией. Это и побуждение потребителей к совершению покупок и, как следствие, рост продаж и прибыли компании, и стимулирование персонала к эффективной работе для достижения целей предприятия.
Мотивация в маркетинге – это комплекс интересов, мотивов и потребностей, которые используют потребители для принятия решения о выборе продукции или услуги и рациональности покупки.
Приобретение товара или услуги рассматривается покупателем с точки зрения:
- выгоды (эффективность затрат на покупку);
- снижения рисков (потребность в безопасности);
- признания (потребность в повышении собственного имиджа);
- свободы (потребность в независимости).
В основе мотивации лежат потребности, т.е. ощущение недостатка в чем-либо. Условно потребности делятся на:
- первичные (потребности в еде, сне, движении);
- вторичные (потребности, приобретаемые в ходе роста и развития человека: уважение, власть, социальный статус и пр.).
Выделяют два вида мотивации в маркетинге: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация предполагает влияние на поведение человека извне. Это культура общества, принадлежность к определенной социальной группе и т.д. Внутренняя мотивация – это то, что из себя представляет потребитель как индивид, какие ценности являются для него главными, как он воспринимает и оценивает информацию о товарах и услугах, каким владеет потенциалом и др.
Но не стоит приравнивать мотивацию к покупке, так как мотивация не всегда ведет к приобретению товара или услуги. Для компании перспективным шагом является получение контактов потребителей или посетителей сайта (страницы в социальных медиа), чтобы начать работать с потенциальным клиентом по разным каналам. Если потребителю не интересна скидка, то он посмотрит рекламу, не купит рекламируемый товар, то почитает рассылку. Если посетитель отписался от рассылки, то следует позвонить и сделать уникальное предложение специально для него.
Классификация потребностей и мотивов
Количество человеческих мотивов столь велико, что существуют разные виды их классификаций. По одной классификации все мотивы делятся на естественные и культурные. Первые заложены на генетическом уровне, вторые создаются в процессе жизни и развития индивидуума.
Другая классификация разделяет потребности человека на:
- биологические (потребность в еде, безопасности, одежде и т.д.);
- социальные (потребность к коммуникации, принадлежность к группе, лидерство, признание, власть над людьми и т.д.);
- духовные (потребность познания самого себя, окружающего мира, самореализация и самосовершенствование).
Существуют и другие классификации (см. рис. 1).
Рисунок 1. Классификация мотивов человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если говорить о потребностях человека, которые влияют на его покупательную способность, то следует рассмотреть знаменитую пирамиду А. Маслоу. Известный американский психолог представил все человеческие потребности в иерархическом порядке в виде пирамиды.
Последовательность появления потребностей может меняться в зависимости от особенностей личности каждого человека.
Рисунок 2. Пирамида потребностей А. Маслоу. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первая ступень – это физиологические потребности (сон, еда, дыхание и др.) Вторая ступень – потребности в безопасности (одежда, жилье). Третья ступень – принадлежность и любовь (социальные потребности: общение, знакомства, принадлежность к группе и др.). Четвертая ступень – потребность в признании (желание быть уважаемым, стремление к престижу, признанию талантов, особенностей и т.д.). Последняя ступень – духовные потребности, которые определяются как потребность в развитии как личности.
Повышение мотивации персонала службы маркетинга
На эффективность работы сотрудников маркетинговых подразделений влияет способность менеджмента мотивировать их деятельность. В этом случае мотивация заключается в:
- воздействии на взгляды и мнения персонала на саму работу;
- действий руководства;
- общей политики компании;
- стремлении работать на достижение целей предприятия.
Ключевой проблемой любой компании является дефицит профессионала в сфере маркетинга, то есть нехватка специалистов по продажам. Постоянный поиск и отбор кадров занимает много времени, а найти инициативных и активных специалистов достаточно тяжело. Важно не только найти квалифицированного работника, но и мотивировать его на качественную работу.
Известно, что главным мотивом при выборе места работы считается оплата труда. Далее уже следуют различные поощрения, вознаграждения, социальные льготы, а также условия работы.
Основные материальные стимулы и мотивы сотрудников службы маркетинга:
- заработная плата не ниже уровня работников других подразделений;
- заработная плата не ниже уровня работников конкурирующих предприятий;
- выплаты премий за качество и сроки выполнения работ.
К нематериальным стимулам относятся:
- выполнение разнообразных и разноплановых задач для повышения интереса сотрудников
- участие персонала в разработке решений относительно деятельности компании;
- периодическая оценка уровня выполнения должностных обязанностей каждого работника;
- совмещение личных целей персонала с общими целями организации.
При составлении плана мотивации сотрудников подразделения маркетинга необходимо сочетать разнообразные методы поощрения и наказания, регулярно проводить исследования о востребованности вознаграждений сотрудников и изменять их в соответствии с их интересами.
Оценка результатов работы маркетинговой службы осуществляется периодически в зависимости от сферы деятельности компании и в конце анализируемого периода сотрудникам выплачиваются бонусы.
Каждый месяц следует проверять уровень выполнения личного плана каждого сотрудника при условии его достижимости и объективности оценки. Процент выполнения этого плана влияет на бонусные составляющие. Оценить работу маркетолога довольно сложно, учитывая наличие творческого компонента в его деятельности. Заработная плата выплачивается исходя из должностных инструкций. Различные добавки – это не составляющие оплаты труда. Но для не снижения результативности и корпоративного духа сотрудников отдела маркетинга, бонусы следует использовать небольшими партиями, иначе персонал привыкнет, а это уменьшит производительность и эффективность труда.