Особенности и методические основы организации рыночного продвижения социально-значимых продуктов
Методы продвижения социально-значимых продуктов – это маркетинговые инструменты и приемы, используемые фирмой для достижения одной из важнейших целей маркетинга, а именно – продвижения продукта.
Продвижение – это любая формы передачи и распространения информации, посредством использования которой компания сообщает, напоминает и убеждает потенциальных потребителей в необходимости покупки товаров, услуг, реализации идей или иной общественно-значимой деятельности.
Реализация методов продвижения социально-значимых продуктов, может быть направлена на достижение трех базовых целей:
- информирование;
- убеждение;
- напоминание.
Мероприятия, связанные с продвижением социально-значимой продукции, будучи способны принимать формы прямого и/или косвенного общения с потребителем, могут принимать форму коммуникации. Формируя комплекс продвижения, основанный на одновременном использовании сразу нескольких продвиженческих методик, социальной продукции, фирма создает новое мышление в управленческой сфере.
Основными методами продвижения социально-значимого продукта в маркетинге считаются:
- реклама;
- паблик рилейшнз;
- пропаганда.
Рассмотрим их более подробно.
Реклама считается неличным способом коммуникации с потребителем, основанным на предварительно оплаченном распространении особого рода информационных сообщений, адресованных широкому кругу лиц и передаваемых им с использованием различных средств коммуникации. Основной целью проведения рекламных кампаний считается привлечение внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования (в данном случае – к социально-значимому продукту).
К числу наиболее значимых преимуществ использования рекламы в качестве средства продвижения социально-значимых продуктов принято относить возможность большого охвата аудитории и относительно невысокую стоимость каждого отдельного взятого целевого контакта. В то же время реклама как средство продвижения имеет свои недостатки. В первую очередь к ним относятся трудности персонификации информационного обращения и отсутствие обратной связи.
Паблик рилейшнз (PR) или общественные связи считаются неличным и напрямую неоплачиваемым методом продвижения социально-значимой продукции, осуществляемым посредством распространения коммерческих важной информации о социальных товарах (услугах) через средства массовой информации и иные массовые способы коммуникации.
Основными преимуществами построения и использования общественных связей считаются высокая информативность коммуникации, доверие со стороны рынка, а также относительно низкие издержки в сравнении с личными продажами и рекламой. Основными недостатками использования PR-технологий для продвижения социальных продуктов выступают эпизодичность коммуникаций, слабые возможности контроля, сложность прогнозирования результатов и оценки проводимых компаний.
Пропаганда основана на использовании средств массовой информации для того, чтобы распространять сведения (кроме платной рекламы), ориентированные реальных и/или потенциальных клиентов с целью достижения стоящих перед фирмой целей и решение соответствующих им задач. Иначе говоря, это особого рода социальная деятельность, связанная с распространением определенных идей и знаний, а также информации иного рода. Основной целью пропаганды выступает формирование определённых взглядов, представлений и эмоциональных состояний, а также оказание с их помощью влияния на целевые группы общественности.
Использование пропаганды в качестве метода продвижения социально-значимой продукции позволяет охватывать широкий круг потенциальных покупателей. Информация, предоставляемая таким образом потенциальным потребителям, более эффективно и достоверно воспринимается покупателями. В этом заключаются основные преимущества пропаганды. Ее главными недостатками считаются нерегулярность и отсутствие гарантий формирования благоприятного отношения со стороны общественности.
Принципы реализации методов продвижения социально-значимых продуктов
В основе практической реализации описанных выше методов продвижение социально-значимых продуктов лежит необходимость соблюдения ряда принципов. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые принципы продвижения социально-значимых товаров и услуг. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Традиционно движущей силой рекламы и PR при продвижении социально-значимых товаров и услуг выступают узнавание компании и ее торговой марки, а также постоянное напоминание о них. В связи с этим многие коммерческие структуры делают ставку на постоянную презентацию своих товаров (услуг) и напоминание потребителям о своей организации.
Принципы адресности и дифференцированности предполагают, что все информационные сообщения, адресованные потенциальным потребителям, должны быть точно сформулированы. Кроме того, крайне важно понимать то, кому именно предназначен социально-значимый продукт и какими именно способами он будет продвигаться. Каждое конкретное социально-значимое предложение должно быть адресовано конкретной группе потенциальных потребителей. С учетом их особенностей, а также на основе специфики социально-значимого продукта вырабатывается комплекс продвижения.
Интерактивность предполагает выход маркетинга компании за привычные рамки и активное его внедрение в повседневную бытовую среду. Сегодня потребители более не готовы играть роль пассивного зрителя, они все больше хотят не просто наблюдать, но и принимать участие в социальном маркетинге. Именно поэтому так важно позволять целевой аудитории в процессе продвижения социально-значимой продукции чувствовать себя вовлеченной в действие.
Масштабность коммуникационного процесса отражает его системный характер. Для действительно эффективного продвижения социально-значимого продукта недостаточно просто разместить рекламные объявления или опубликовать статью о компании. Здесь важно выстраивать систему работы со средствами массовой информации и получать обратную связь от них.
Определяющую роль в продвижении социально-значимой продукции играют PR-технологии. По большому счету все они направлены на формирование доброжелательной и благоприятной социальной среды деловой и творческой активности. Одним из базовых принципов их реализации считается формирование доверия к компании и ее социально-значимой продукции, благодаря которому среди потребителей будет создаваться положительное отношение к бизнесу.