Понятие, цели и функции рекламы
Одним из элементов комплекса маркетинговых коммуникаций является реклама, которая направлена на распространение заранее оплаченной информации о товаре, услуге или бренде для привлечения потребителей и повышения объемов продаж.
Эффективная реклама способна в течение продолжительного времени поддерживать интерес потребителей к товару и способствует продвижению компании.
Ключевая цель рекламы – рост прибыли организации благодаря увеличению спроса на предоставляемые услуги или товары.
Но каждый производитель или рекламодатель может преследовать следующие цели: повышение спроса на продукцию; пропаганда бренда; увеличение каналов реализации товара; содействие узнаваемость товара или бренда.
Успех рекламы зависит не только от достижения поставленной цели, но решение определенных задач:
- информирование потребителей о новом товаре и его основных потребительских характеристиках;
- предоставление информации об условиях сбыта продукции;
- убеждение потребителей в преимуществах товара перед аналогами конкурентов;
- укрепление репутации компании в глазах потребителя и других заинтересованных участников рынка.
Объектами рекламы являются результаты различных видов деятельности: товар, услуга, работы, мероприятия и т.д.
Основные функции рекламы:
- информационная – формирование осведомленности потребителей о компании, товаре, его характеристиках и особенностях;
- психологическая – побуждение и развитие потребностей посредством воздействия на чувства и эмоции потребителей;
- стимулирующая – напоминание и побуждение к покупке.
Виды и носители рекламы
Существуют различные виды рекламы, которые классифицируют в зависимости от ряда критериев: в зависимости от цели рекламы; по месту и способу размещения; о масштабности и объекту воздействия (ATL и BTL).
Рисунок 1. Классификация рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Носитель рекламы – это определенный вариант размещения или распространения рекламного сообщения на канале.
Перед выбором подходящего носителя рекламы следует учитывать:
- стоимость рекламы в охвате на 1 тыс. человек;
- диапазон распространения;
- график выхода ролика или сообщения;
- стоимость рекламного места, пространства.
Выбирая носители для рекламы нужно помнить, что основная задача - это максимально недорогим и понятным способом объяснить целевой аудитории необходимость покупки именно этого товара. Важны не количества просмотров или прочтений рекламного обращения, а количество проданных товаров
Традиционными носителями рекламы являются телевидение, радио, печатные издания (газеты, журналы), общественный транспорт, внешние и внутренние конструкции.
Нестандартными носителями рекламы могут быть: деревья, скамейки; стулья в кафе; кинотеатры; строительная техника; реклама на асфальте; реклама на потолке в метро и др.
Основные рекламные модели
Самой старой и популярной рекламной моделью, разработанной в 1896 году специалистом по рекламе Э. Левисом, считается модель AIDA:
- attention (Внимание);
- interest (Интерес);
- desire (Желание);
- action (Действие в понимании Покупка).
Ее суть состоит в том, что эффективное рекламное сообщение должно привлекать внимание благодаря яркому и оригинальному цветовому оформлению, использованию контрастов, шокированию аудитории и т.д.
После привлечения внимания сообщение должно удержать к нему интерес. Поэтому сообщение должно содержать обещание удовлетворение потребностей потребителя, решение его проблемы. Оно должно быть оригинальным, интересным и лаконичным.
И последнее рекламное обращение обязан возбудить желание потребителя опробовать товар. В сообщении должна быть указание на необходимое действие (Позвоните сегодня, Требуйте во всех магазинах города и т.д.).
Модель AIDMA является модифицированной моделью AIDА, так как включает пятый элемент — мотивацию (motive). Но что первая и вторая модели недостаточно учитывают трудности процесса принятия решения о покупке и, соответственно, имеют ограниченное использование.
Модель АССА обобщает результаты воздействия рекламы на конкретных потребителей через один из четырех стадий их поведения:
- внимание (attention);
- восприятие аргументов (comprehension);
- убеждение (convection);
- действие (action).
Модель DAGMAR означает выявление целей рекламы – измерение ее результатов (Definingadvertising goals — measuring advertising results). Эта модель была разработана в 1961 году в США рекламистом Расселом Колли.
Согласно модели DAGMAR, покупка осуществляется в 4 этапа:
- узнавание бренда;
- ассимиляция — осведомление потребителя о качестве продукции;
- убеждение — психологическое предрасположение к покупке;
- действие — совершение покупки.
Рисунок 2. Основные модели рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рекламная кампания: понятие, цели и классификация.
Рекламная кампания - это совокупность запланированных мероприятий по рекламированию товаров или услуг на конкретный период времени, конкретных потребителей и на конкретной территории.
Рекламная информация должна положительно влиять на деятельность компании в краткосрочном периоде и в долгосрочной перспективе.
Во время действий рекламной кампании нужно: определить объект и предмет рекламного сообщения; выявить эффективный способ данного мероприятия; реализовать созданное рекламное сообщение; оценить рекламный эффект.
Основными целями рекламной кампании являются внедрение нового товара на рынок, формирование положительного образа бренда, стимулирование продаж, напоминание о товаре/услуге и компании и т.д.
Рекламные кампании подразделяются по следующим критериям:
- по применяемым носителям рекламы;
- по различным рынкам (потребительский рынок, промышленный рынок, рынок услуг, финансовый рынок и т.д.);
- по временному параметру;
- по географическому охвату (местные, региональные, национальные, федеральные и международные);
- по интенсивности воздействия (ровные, нарастающие, нисходящие);
- с точки зрения выбора целевой аудитории (массовые и нишевые, для потребителей и для продавцов, B2C и B2B).
Кроме всего рекламные кампании могут быть ориентированы исключительно на распространение на телевизионных каналах, в интернете, в прессе, на радио. Но могут включать весь комплекс носителей, т.е. медиа-микс.