Сущность маркетинговых исследований
Маркетинговые исследования – это комплексная процедура сбора, обработки и анализа информации, касательно рынка, потребителей, конкурентов, цен, а также внутреннего потенциала самой компании.
Маркетинговые исследования выступают одной из форм бизнес-исследования и довольно часто используются в сфере маркетинга. Обычно их проводят с целью снижения неопределенности, которая практически всегда сопутствует принятию маркетинговых решений. Практическим результатом проведения маркетинговых исследований выступает получение информации, необходимой для обоснования принимаемых в сфере маркетинга управленческих решений.
Основой проведения маркетинговых исследований выступает сбор, обработка и последующий анализ информации. В зависимости от способа ее получения маркетинговые исследования делятся на несколько видов (рисунок 1). В основе каждого из них лежат свои исследовательские методики.
Рисунок 1. Классификация маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Кабинетные исследования основаны на обработке вторичных источников информации. Это могут быть различного рода аналитические отчеты, материалы официальной статистики, публикации и пр. Полевые исследования предполагают сбор первичной информации для целей исследования.
Полевые маркетинговые исследования подразделяются на количественные, качественные и смешанные. Количественные методики включают в себя различного вида опросы, качественные – опираются на проведение интервью, фокус-групп и нейромаркетинговых исследований. К числу комбинированных методов могут быть отнесены хоум- и холл- тесты, сопровождение покупки и пр.
Специфика рынка шампуня
Шампунь считается одним из базовых средств гигиены и важнейшим средством по уходу за волосами, имеющим свои отличительные особенности. Его использование получило весьма обширное распространение в современном мире. Практически каждый житель земли использует его в своей повседневной деятельности. Таким образом, шампунь считается товаром массового потребительского спроса.
Современный рынок представляет довольно широкий ассортимент шампуней на любой цвет и вкус, в частности речь идет о широком разнообразии товарных марок, потребительских качеств и ценовых диапазонов. Каждый может найти для себя доступный товар по душе.
К числу основных видов шампуней, получивших наиболее широкое распространение, получили:
- шампунь для сухих волос;
- шампунь для нормальных волос;
- шампунь для жирных волос;
- шампунь для окрашенных волос;
- шампунь против перхоти и др.
Помимо этого, выделяют особую группу шампуней – 2в1. Их смысл заключается в том, что они заменяют собой дополняющий продукт (бальзам для волос). Также шампуни подразделяются на жидкие, твердые и сухие.
Сегодня рынок шампуней является высококонкурентным. На нем можно встретить довольно много торговых марок, продуктов как отечественного, так и зарубежного производства. По праву можно сказать, что на рынке шампуня конкурируют бренды.
Маркетинговый анализ рынка шампуня
Анализ потребительских предпочтений в отношении такого продукта как шампунь может быть проведен при помощи таких средств маркетинговых исследований, как интервью или анкетирование, то есть при помощи различного рода опросных методик. При этом для этого могут быть использованы современные интернет-сервисы, такие, например, как «Internetopros» и др. В целях проведения маркетингового исследования рынка шампуня следует выбрать группу респондентов – представителей целевой потребительской аудитории покупателей шампуня. Представляется, что в ее состав должны входить как женщины, так и мужчины (целесообразно преобладание первых) различных возрастов и уровня дохода.
При проведении опроса важно изучить и проанализировать основные характеристики выборочной совокупности, поскольку именно они и служат отражением характеристики генеральной совокупности. Основополагающей целью проведения маркетингового исследования рынка шампуня выступает получение и анализ первичной информации, позволяющей выявить факторы, оказывающие влияние на отношение покупателей к шампуню для мытья волос, и предпочтения потребителей.
В целом анализ потребительских предпочтений позволяет сделать следующие выводы:
- определяющими критериями потребительского выбора при выборе того или иного шампуня выступают его качественные характеристики, цена и известность торговой марки;
- в процессе непосредственного выбора потребители особое внимание уделяют ощущаемым особенностям такого продукта, как шампунь (качеству, составу, объему флакона и пр.), а также наличию сопутствующих товаров (бальзамов-ополаскивателей, масок и спреев для волос);
- в процессе совершения потребительского выбора покупатели нередко сталкиваются с неощущаемыми либо скрытыми вначале особенностями продукта;
- спрос на шампунь относительно перманентен, то есть является сравнительно постоянной характеристикой.
В целом справедливо говорить о том, что шампунь относится к категории товаров повседневного спроса. Средняя частота его потребления составляет не менее 1 раза в месяц. Большая часть потребителей не жалеет средств на приобретение шампуня и в среднем тратит на него от 100 до 200 рублей. Покупая шампунь, потребители ориентируются в первую очередь на свой тип волос. Примечательно, что более половины потребителей имеют нормальный тип волос и лишь около 1/3 пользуются шампунем для специального типа волос.
Большая часть потребителей узнает о новых товарных марках непосредственно в магазине. Особое внимание уделяется рекламе, в том числе рекламе, размещаемой в сети Интернет. Относительно небольшая часть потребителей обращает внимание на новинки торговых марок в журналах. Далеко не последнюю роль играет мнение родственников и друзей.
Основным местом совершения покупок традиционно выступают специализированные магазины и супермаркеты. Суммарно на их долю приходится свыше 80% всех продаж шампуня. Помимо прочего шампунь приобретается в специализированных салонах, через интернет и по каталогам. Чаще всего предпочтение отдается иностранным торговым маркам.