Сущность технологий маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность – важная составляющая любого бизнеса. Она представляет собой целостный комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на анализ рынка, изучение факторов внешней и внутренней среды маркетинга, влияющих на процесс производства и продвижения, и оценку торгово-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта в целом.
На практике реализация маркетинговой деятельности обеспечивается посредством использования соответствующих технологий.
Под технологиями маркетинговой деятельности в общем смысле следует понимать некую систему научно-гуманитарных знаний, благодаря использованию которых у организации появляется возможность реализации конкретного рыночного замысла посредством определенных условий, способов и средств. Проще говоря, это методы маркетинга, обеспечивающие успех рыночной деятельности фирмы.
Основополагающей целью, которую преследуют маркетинговые технологии, считается повышение конкурентоспособности фирмы и той продукции, что она реализует посредством рынка. Их использование дает возможность с одной стороны предоставлять потребителям товары и услуги, которые конкуренты предоставлять не могут, а с другой стороны – предлагать товары и услуги сравнимого качества, устанавливая меньшую цену и извлекая прибыль.
За счет практического применения маркетинговых технологий фирма получает возможность работать на целевом сегменте, обеспечивая высокий уровень продаж благодаря глубокому пониманию потребностей рынка, и успешность конкурентной борьбы за счет лучшего знания клиентских потребностей и тенденций рыночного развития. В конечном счете, благодаря технологиям маркетинговой деятельности бизнеса завоевывает большую долю рынка и повышает прибыльность финансово-хозяйственной деятельности.
Виды технологий маркетинговой деятельности
Технологии маркетинговой деятельности могут быть классифицированы по различным основаниям (рисунок 1).
Рисунок 1. Технологии, используемые в маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Технологии, используемые в маркетинговой деятельности, могут быть долго- и кратковременными, направленными на укрепление рыночных позиций бизнеса или развитие продукта, эффективными и неэффективными. Так или иначе, к основным видам технологий маркетинговой деятельности принято относить:
- сегментирование;
- нацеливание;
- позиционирование;
- анализ;
- прогнозирование.
Рассмотрим их более подробно.
В основе сегментирования лежит необходимость распределения потенциальных потребителей на отдельные группы на основе определенных характеристик, благодаря которым они сходным образом реагируют на те или иные стратегии позиционирования, используемые в маркетинге.
Процесс выбора интересующего фирму рыночного сегмента принято называть нацеливанием. Иначе его определяют в качестве идентификации потребительской группы, которая с наиболее высокой степенью вероятности отреагирует на маркетинговое воздействие со стороны бизнеса, будь то реклама, PR или интернет-продвижение.
Позиционирование заключается в определении той позиции (того места), что товар или услуга занимают в потребительском сознании. Итогом позиционирования считается формирование образа товара (торговой марки) в восприятии, воображении и понимании целевой аудитории таки образом, чтобы он наиболее выгодно отличался от конкурирующих продуктов.
Особая роль в реализации технологий маркетинговой деятельности отводится анализу. Маркетинговый анализ представляет собой процесс сбора, оценки и анализа информации, полученной благодаря выполнению маркетинговых задач, их унификации и преобразования. Особая роль при этом отводится анализу рынка, внутренней и внешней среды маркетинга. Именно его результаты, в конечном счете, лежат в основе принятия управленческих решений в области маркетинговой деятельности. Соответственно, от достоверности анализируемой информации и качества ее оценки зависят и сами результаты маркетинговой деятельности.
Прогнозирование как одна из важнейших технологий маркетинговой деятельности заключается в необходимости обоснованного предвидения динамики спроса, предложения и стоимости товаров, сделанного определенным способом, на основе точных эмпирических исследований, с учетом возможных погрешностей. Благодаря его результатам компания получает возможность оперативной оценки перспектив изменения среды маркетинга и избегания его негативных последствий.
Состав технологий маркетинговой деятельности
Процесс маркетинговой деятельности, осуществляемый посредством использования соответствующих маркетинговых технологий, состоит из ряда этапов, а именно:
- проведения рыночных исследований;
- прогнозирования, целеполагания и планирования;
- анализа, контроля и рационализации маркетинговой деятельности;
- координации и регулирования деятельности в сфере маркетинга;
Завершающей стадией маркетинговой деятельности всегда выступает ее оценка и определение перспектив ее развития и совершенствования.
С точки зрения процессного подхода технологии маркетинговой деятельности представляют собой совокупность ряда элементов, необходимых для реализации маркетинговых решений. К таким элементам принято относить: стадии, операции, приемы, действия.
Под стадией следует понимать обособленную часть маркетинговых технологий, обеспечивающую решение сразу нескольких задач и объединяющую определенное число операций.
Операции представляют собой обособленную часть технологических стадий, призванную решать какую-либо задачу. Операции состоят из приемов.
Под приемом следует понимать часть операции, которая представляет собой определенный шаг в решении той или иной маркетинговой задачи.
Минимальную часть приема составляет действие. Под действиями в маркетинге принято понимать определенные информационные, интеллектуальные и физические движения.
Все вместе описанные выше элементы формируют технологии маркетинговой деятельности.