Сущность, содержание и субъекты маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность или деятельность в области маркетинга – это все действия, направленные на решение задач, стоящих перед маркетингом. Иначе ее принято отождествлять с совокупность маркетинговых мероприятий, нацеленных на реализацию коммерческой деятельности посредством эффективного и своевременного удовлетворения рыночных потребностей.
Маркетинговая деятельность носит творческий, инициативный, управленческий характер. Ее главной целью выступает обеспечение коммерческой эффективности фирмы, в основе достижения которой лежит знание рынка, понимание потребностей и возможностей его участников, а также эффективное использование факторов маркетинговой среды.
Как управленческий процесс маркетинговая деятельности имеет определенные объекты и субъекты воздействия. Под субъектами маркетинговой деятельности в общем смысле принято понимать юридических и физических лиц, участников рыночных отношений, принимающих прямое либо опосредованное участие в маркетинговой деятельности.
Условно все множество субъектов маркетинговой деятельности принято делить на две большие группы. В общем виде они представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Группировка субъектов маркетинговой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, субъекты маркетинговой деятельности могут быть профессиональными и непрофессиональными. Основной задачей маркетинговой деятельности выступает эффективное и своевременное удовлетворение потребностей ее непрофессиональных субъектов. Удовлетворение непрофессиональных субъектов маркетинговой деятельности обеспечивается профессиональными субъектами. Таким образом, непрофессиональные и профессиональные субъекты маркетинговой деятельности тесно связаны между собой. Каждый из них выполняет свою роль и свои функции маркетинговой деятельности.
На практике ни один из субъектов маркетинговой деятельности, не располагая необходимым ресурсным потенциалом, не способен одновременно и единолично выполнять все функции маркетинговой деятельности.
Совокупность субъектов маркетинговой деятельности, приобретая системный характер, служит основной для ее реализации. Все вместе они обеспечиваются анализ, разработку, планирование, организацию, реализацию и контроль маркетинговых мероприятий и их результатов.
Рассмотрим профессиональных и непрофессиональных субъектов маркетинговой деятельности более подробно.
Профессиональные субъекты маркетинговой деятельности
К профессиональным субъектам маркетинговой деятельности принято относить следующих участников рыночных отношений:
- производители и организации обслуживания;
- поставщики;
- конкуренты;
- рыночные посредники;
- оптовые и розничные торговые организации;
- рекламные и брендинговые фирмы;
- специалисты по маркетингу.
Рассмотрим их более подробно.
К числу производственных и обслуживающих организаций относятся предприятия, организации, фирмы, которые занимаются производством материальных благ или оказанием услуг.
Поставщики занимаются обеспечением организаций-партнеров и иных компаний необходимыми материальными ресурсами.
Одной из наиболее важных групп рыночных игроков считаются конкуренты. В общем смысле под ними следует понимать физических и юридических лиц, которые выступают в роли соперника по отношению к иным фирмам на всех этапах осуществления предпринимательской деятельности. Иначе говоря, это фирмы, выпускающие и поставляющие на рынок аналогичную продукцию.
Рыночные посредники включают в себя юридических и физических лиц, которые оказывают помощь товаропроизводителям в продвижении, доставке и продаже товаров конечным потребителям.
Оптовые и розничные торговые организации представлены торговыми предприятиями, фирмам и организациями, принимающими участие в распределении товаров и распределении услуг. Оптовые организации способствуют распределению товаров и услуг другим организациям в целях их последующей перепродажи либо же их использования в производственном процессе или процессе оказания услуг. Розничные торговые организации участвуют в распределении товаров и услуг в целях их дальнейшей реализации конечным потребителям.
Рекламные и брендинговые фирмы специализируются на оказании услуг в сфере организации и управления коммуникационной политики, продвижения брэндов и разработке товарных марок.
К числу специалистов в области маркетинга относятся аудиторские и консалтинговые фирмы, основной специализацией которых выступает оказание узкоспециализированных услуг в области организации и управления маркетинговой деятельностью других предприятий и организаций.
Все эти субъекты, так или иначе, принимают профессиональное участие в маркетинговой деятельности. Именно поэтому их принято относить к группе профессиональных субъектов маркетинга.
Непрофессиональные субъекты маркетинговой деятельности
Помимо профессиональных существуют еще и непрофессиональные субъекты маркетинговой деятельности. К ним относятся:
- конечные потребители;
- промежуточные потребители – юридические лица.
К числу конечных потребителей принято относить физические лица и домашние хозяйства, которые приобретают товары и/или услуги для личного (конечного) потребления. Они не занимаются перепродажей купленной продукции.
К категории промежуточных потребителей следует относить юридических лиц, которые приобретают товары и/или услуги не для личного использования, а в целях последующей перепродажи и использования в своей профессиональной деятельности (выполнения присущих им функций).
Непрофессиональные субъекты маркетинговой деятельности также имеют огромное значение для ее планирования, реализации и оценки. Фактически именно они выступают в роли тех игроков рынка, для которых, в конечном счете, и осуществляется маркетинговая деятельности. Именно их нужды, запросы, потребности и ожидания выступают тем фундаментом, на базе которого развивается вся маркетинговая деятельность фирмы.