Инновации в маркетинговой деятельности
Инновации играют огромную роль в развитии маркетинговой деятельности и нередко выступают залогом ее успешности. В общем смысле под маркетинговыми инновациями следует понимать практически реализованные новые либо существенно улучшенные методы маркетинговой деятельности, которые затрагивают принципиальные изменения в упаковке и дизайне продуктов. Зачастую они связаны с использованием новых методов презентации продуктов и их продаж.
Основными принципами маркетинговых инноваций считаются:
- адаптивность и ориентация на долгосрочную перспективу;
- ориентация на природу потребительского поведения;
- ориентация на конечный практический результат.
Сам по себе маркетинг инноваций связан с деятельностью фирмы по созданию продуктов рыночной новизны, которые позволяют обеспечить качественное удовлетворение рыночных потребностей. Его отличительной особенностью выступает стратегическая ориентация.
Инновационную маркетинговую деятельность нередко отождествляют с разработкой и реализацией комплекса маркетинговых мероприятий по определению технологий и/или товаров, обладающих принципиально новыми свойствами, которые нацелены на создание, расширение и удержание рынков новых товаров и услуг, отличающихся устойчивостью конкурентных преимуществ.
Основополагающей целью маркетинговой инновационной деятельности выступает разработка и реализация инновационной стратегии деятельности по организации маркетинга, в основе которой лежит повышение рыночной конкурентоспособности фирмы.
Основные задачи инновационной маркетинговой деятельности сводятся к:
- определению параметров выбора приоритетных направлений инновационной деятельности;
- поиску наиболее перспективных направлений инновационной деятельности и подготовке к выводу на рынок новых продуктов;
- проведению анализа внешней и внутренней среды маркетинга как основы формирования инновационной маркетинговой стратегии;
- оптимизации издержек по разработке и внедрению в производство новых продуктов и услуг;
- планированию и прогнозированию инновационной деятельности в области маркетинга;
- организации, управлению и осуществлению контроля над процессом реализации инновационной стратегии маркетинга.
Решение представленных выше задач служит основой для осуществления маркетинговой инновационной деятельности.
Виды маркетинговых инноваций
Сами по себе маркетинговые инновации могут быть классифицированы по различным основаниям. Согласно П. Дойлю существует три базовых типа инноваций (рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация маркетинговых инноваций по П. Дойлю. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо этого, маркетинговые инновации могут быть классифицированы в зависимости от интенсивности нововведений, степени новизны инновационных товаров и характера самой концепции, на которой основаны ее направленность или нововведение.
Согласно мнению ряда зарубежных ученых все инновации в маркетинге делятся на четыре основных типа. В частности, они могут быть связаны с репозиционированием продуктов в стадии зрелости, включающем изменение стратегии их продвижения, а также устоявшимися марками и товарами, которые потребители считают оригинальными, новыми и незнакомыми, продуктами, старыми для потребителя, но новыми для организации либо же вовсе представлять собой обычные технологичные инновации.
Наконец, сам инновационный маркетинг делится на два типа – стратегический и оперативный. Первый ориентирован на анализ рыночной конъюнктуры, организацию спроса и предвидение поведения клиентов. Он всегда нацелен на долгосрочную перспективу. Второй связан с необходимостью разработки определенных форм реализации стратегических маркетинговых концепций.
Функции маркетинговой инновационной деятельности
Маркетинговой инновационной деятельности присущи определенные функции. К наиболее важным из них относятся:
- маркетинговые исследования;
- планирование политики в сфере инноваций, разработка товарной и ассортиментной политики;
- распределение и сбыт;
- ценообразование;
- рыночное продвижение;
- маркетинг-менеджмент.
Маркетинговые исследования, ориентированные на изучение внутреннего инновационного потенциала фирмы и ее внешней среды, служат основой для разработки стратегии инновационного маркетинга. Их результаты позволяют определить наиболее перспективные ниши и области для реализации инновационной деятельности.
Планирование и разработка соответствующей политики лежат в основе проектирования и производства новых видов продукции или же модификации уже существующих товаров и услуг. Благодаря им обеспечивается качественное укрепление конкурентных позиций бизнеса.
Распределительная и сбытовая функция лежат в основе построения сетей сбыта. Они позволяют определить структуру сбыта на различных этапах инновационного процесса, а также осуществлять контроль над физическими потоками распределения.
Функция продвижения обеспечивает формирование рекламной политики на различных этапах инновационного процесса. Благодаря ей обеспечивается разработка и формирование имиджа инноваций, построение торговой марки, формирование спроса на выпускаемые фирмой инновации.
Не менее важную роль играет функция ценообразования. В данном случае речь идет о прогнозировании цен на новую продукцию, разработке соответствующих ценовых стратегий и т.п.
Особая роль отводится маркетинг-менеджменту, который ориентирован на организацию и построение структуры управления маркетингом на различных этапах инновационного процесса.
Каждая из представленных функций по-своему важна. Все вместе они определяют сущностное содержание инновационной маркетинговой деятельности.
Маркетинговая инновационная деятельности основана на использовании творческих подходов применительно ко всем сферам деятельности хозяйствующего субъекта. По большому счету она ориентирована на постоянный поиск идей, их практическое внедрение с целью совершенствования технологий и выпуска конкурентоспособных продуктов.