Концептуальные основы маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность или деятельность в области маркетинга представляет собой комплекс маркетинговых мероприятий по организации сбыта и реализации продукции в целях максимизации прибыльности бизнеса на основе эффективного удовлетворения рыночных потребностей.
Иначе говоря, это творческая управленческая деятельность, основной задачей которой выступает развитие рынка товаров, услуг и рабочей силы посредством оценки потребительских нужд и потребностей, а также реализации практических мероприятий по их удовлетворению. Также маркетинговая деятельность (или деятельность в области маркетинга) может быть определена в качестве комплекса мероприятий по решению базовых задач и выполнению основных функций маркетинга.
Проще говоря, маркетинговая деятельность есть ни что иное, как деятельность по решению фирмой практических задач в области маркетинга. К таковым задача относятся:
- изучение рынка и его ниш;
- исследование и оценка конкурентной среды;
- анализ механизмов формирования и развития потребительского спроса;
- осуществление маркетинговых коммуникаций;
- формирование ассортиментной политики;
- разработка политики в области цен;
- сбыт и продвижение продукции и услуг фирмы и т.п.
По сути своей маркетинговая деятельность призвана обеспечить коммерческий успех бизнеса, добиться чего без эффективного удовлетворения потребностей рынка попросту невозможно. Именно поэтому деятельность фирмы в области маркетинга должна быть ориентирована на эффективную реализацию товарообменных операций посредством использования рыночного механизма в целях выявления, формирования и удовлетворения нужд и потребностей своих потенциальных клиентов.
Роль и значение маркетинговой деятельности в условиях рынка
На сегодняшний день маркетинговая деятельность в той или иной форме затрагивает деятельность любой организации, принимающей участие в обменном рыночном процессе, вне зависимости от сферы ее деятельности, формы собственности и размеров. Ее грамотное осуществление считается неотъемлемым компонентом любого успешного бизнеса, залогом его эффективности и устойчивости в долгосрочном периоде.
Благодаря практической реализации маркетинговой деятельности фирмы обеспечивают удовлетворение рыночных потребностей потребителей с одной стороны, и способствуют сбыту и реализации выпускаемой ими продукции, товаров, услуг – с другой стороны.
Основополагающей целью маркетинговой деятельности выступает обеспечение коммерческой эффективности бизнеса, содействие его прибыльности и укреплению позиций на рынке. К числу прочих целей реализации деятельности в области маркетинга относятся:
- обеспечение широких возможностей потребительского выбора;
- максимизация уровня потребления;
- достижение максимального уровня удовлетворенности потребителей;
- повышение качества жизни.
Маркетинговая деятельность благоприятно сказывается на всех участниках рынка, поскольку лишь с помощью ее осуществления возможно наиболее полное удовлетворение потребностей рынка и его участников.
Деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами в области маркетинга, в частности, ее аналитическая составляющая, обеспечивает фирме и ее руководству доступ к надежной, достоверной и своевременной информации касательно рынка, динамики и структуры спроса, предпочтениях и вкусах потребителей и иных условиях и факторах внешней среды. С ее помощью обеспечивается реализация сбыта, рыночное продвижение фирмы и ее услуг и, в конечном счете, удовлетворение потребностей целевой группы потребителей.
Таким образом, благодаря маркетинговой деятельности фирмы обеспечивается интенсификация коммерческих усилий, необходимое воздействие на потребителей, спрос и рынок в целом, на основе чего происходит максимизация финансовых результатов хозяйствования и укрепляются позиции бизнеса в условиях рынка.
Сферы рыночной реализации маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность, как правило, носит комплексный характер и затрагивает различные сферы рыночной деятельности (рисунок 1), для каждой из которых играет свою роль.
Рисунок 1. Сферы маркетинговой деятельности в условиях рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В части маркетинговых исследований, как одного из основных направлений маркетинговой деятельности, обеспечивается информационно-аналитическая проработка и обоснование принимаемых управленческих решений. В этом случае маркетинговая деятельность выступает в качестве одного из способов получения информации о рынке, внешней и внутренней среде маркетинга.
В части продуктовой политики маркетинговая деятельность служит обеспечению соответствия ассортимента и номенклатуры выпускаемых изделий, а также их качества требованиям, запросам и нуждам рынка и отдельных категорий его потребителей.
В рамках ценообразования маркетинговая деятельность способствует не только установлению уровня отпускных цен и выбору общей тактики ценообразования, но также определению размеров и практики реализации предоставляемых клиентам скидок, порядка рассрочки платежей и иных условий.
Важной сферой маркетинговой деятельности считается реализация маркетинговой политики. В рамках данного направления маркетинговая деятельность способствует обеспечению рыночной узнаваемости и известности фирмы и ее продукции (услуг), стимулирует потребителей к принятию положительного решения относительно покупки определённых товаров и т.п.
Наконец, в сфере организации распространения и сбыта маркетинговая деятельность служит основным способом эффективной реализации товаров и услуг фирмы, способствует обеспечению их доставки потребителю в нужном месте, в нужное время и в необходимой форме.
Так или иначе, маркетинг пронизывает всею сферу коммерческой деятельности фирмы и выступает необходимым условием ее успешного рыночного хозяйствования. Именно поэтому вопросам ее организации и оценки уделяется столь пристальное внимание.