Общее понятие информационно-маркетинговой деятельности
Под маркетинговой деятельностью в целом принято понимать ни что иное, как деятельность по решению задач в области маркетинга, стоящих перед субъектом хозяйствования (предприятием, организацией, фирмой или иным учреждением). На практике она находит свое отражение в виде комплекса маркетинговых мероприятий, ориентированных на обеспечение коммерческой эффективности бизнесом за счет повышение степени эффективности удовлетворения потребностей рынка и целевой группы клиентов.
Одной из важнейших функций маркетинговой деятельности выступает функция аналитического характера. Она предполагает необходимость изучения рынка, и общей среды функционирования бизнеса с тем, чтобы впоследствии использовать полученные в ходе анализа результаты для выработки определённых решений в области маркетинга.
В рамках реализации данной функции, а также в части выработки коммуникационной стратегии бизнеса, маркетинговая деятельность приобретает информационный характер, а саму ее называют информационно-маркетинговой.
Таким образом, информационно-маркетинговая деятельность представляет собой ту сферу практической реализации маркетинга, которая:
- в одной стороны служит в качестве информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений;
- с другой стороны – выступает способом информирования участников рынка о компании и продукции, выпускаемой ею на рынок.
В целом справедливо говорить о том, что информационно-маркетинговая деятельность служит практическим отражением подфункций двух ее важнейших задач, а именно – анализа рынка и общей среды маркетинга и информирования потребителей. Соответственно и реализация информационно-маркетинговой деятельности может осуществляться в двух направлениях:
- входящий информационный поток;
- исходящий информационный поток.
В первом случае речь идет о формировании информационной основы планирования, реализации и оценки маркетинговой деятельности, а во втором – об информировании рынка как части общей коммуникационной политики фирмы.
Рассмотрим оба этих направления более подробно.
Информационная маркетинговая система
Информационная маркетинговая система представляет собой систему сбора, обработки (статистической и аналитической), оценки и последующего представления заинтересованным пользователям информации о внешней и внутренней среде маркетинга. Благодаря ей фирма исследует рынок, потребности и запросы его участников, тенденции и перспективы его развития. Посредством использования ее механизмов обеспечивается выявление и оценка возможностей и угроз внешней макро- и микросреды маркетинга, представленной дальним и ближним окружением. С ее помощью изучается внутренний организационно-ресурсный потенциал маркетинговой деятельности, определяются ее преимущества и слабости.
Основные элементы информационной подсистемы маркетинга в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовая структура информационной системы маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Из рисунка 1 видно, что информационная система маркетинговой деятельности функционирует на стыке внешней и внутренней среды фирмы. Рассмотрим ее базовые компоненты более подробно.
Подсистема внутренней информации включает в себя данные об объемах сбыта, поступивших в компанию заказах, складских расходов, финансовом состоянии фирмы и т.п. Также суда включаются данные об ассортименте и номенклатуре выпускаемой продукции, уровне отпускных цен и предоставляемых скидках и пр. На ее основе формируется общее представление о внутреннем потенциале маркетинговой среды хозяйствующего субъекта.
Подсистема маркетинговых исследований обеспечивает формирование банка данных по таким показателям, как емкость рынка, его конъюнктура, состав конкурентов, потребительские предпочтения, мотивы и модели поведения, их реакция на новые продукты, выводимые на рынок. Здесь же обеспечивается кратко- и долгосрочное прогнозирование объемов сбыта.
На основе подсистемы текущей внешней информации анализируется макро-маркетинговое окружение фирмы и формируется банк данных об общем состоянии внешней маркетинговой среды, рынка и рыночной инфраструктуры. Благодаря ее информации определяются возможности и угрозы внешней среды.
В конечном счете, информация все трех подсистем объединяется, компонуется и анализируется. На основе этого формируются общие оценочные суждения относительно целей и перспектив развития бизнеса и его маркетинговой составляющей, благодаря которым обеспечивается основа для выбора и формирования общей стратегии и тактики маркетинга.
Данному направлению информационно-маркетинговой деятельности отводится особое внимание. Без него эффективное планирование и организация деятельности в области маркетинга, а, следовательно, и устойчивое развитие бизнеса в долгосрочной перспективе невозможны.
Основы информирования рынка и его участников
Как уже говорилось ранее, информационная маркетинговая деятельность помимо прочего служит основой для практической реализации коммуникационной политики хозяйствующего субъекта. Это означает, что с ее помощью фирма доносит информационные сообщения до целевых субъектов внешней среды, основной группой которых являются, конечно же, потребители.
Основными коммуникационными каналами, посредством которых хозяйствующие субъекты организуют исходящий информационный поток, являются:
- наружная реклама;
- средства массовой информации;
- печатная продукция
- интернет;
- социальные медиа и пр.
Основополагающая роль среди них отводится рекламе как инструменту неличной коммуникации.
В целом справедливо говорить о том, что при помощи исходящего направления информационно-маркетинговой деятельности фирмы доносят до целевых потребителей информацию об ассортименте и качестве реализуемой продукции, ценах и условиях ее приобретения, проводимых акциях и скидках. На этой же основе обеспечивается получение обратной связи от целевой аудитории.