Маркетинг в отраслевом разрезе
Маркетинг – это деятельность по созданию, продвижению и предоставлению продукта на рынок и управлению взаимоотношениями с его покупателями.
Ключевые разновидности маркетинга относительно отраслей хозяйственной деятельности представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые разновидности маркетинга в разрезе отраслей хозяйственной деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными разновидностями маркетинга выступают промышленный, агропромышленный, строительный маркетинг, маркетинг в сфере торговли и услуг. К числу прочих разновидностей маркетинга применительно к отраслям хозяйственной деятельности могут быть отнесены банковский и страховой маркетинг, маркетинг гостиничного хозяйства, туристический и образовательный маркетинг.
Маркетинг в строительстве, промышленности и сельском хозяйстве
Маркетинг, реализуемый в сфере строительства, опосредован, в первую очередь, спецификой самой строительной продукции как товара. К особенностям последней принято относить стационарность, высокую степень индивидуализации, сезонность, высокую капиталоемкость и продолжительность жизненного цикла, а также специализированность каналов распределения и товародвижения. Отталкиваясь от этого к числу основных принципов строительного маркетинга могут быть отнесены:
- тщательный учет конъюнктуры рынка, потребностей и спроса;
- обеспечение соответствия оргструктуры и производственных возможностей организации емкости рынка;
- уменьшение воздействия на рынок ценовой политики отдельно взятых подрядных организаций.
Маркетинг в сфере промышленности иначе принято называть промышленным маркетингом. В общем смысле под ним принято понимать особый вид деятельности, реализуемой в сфере материального производства, которая опосредована необходимостью удовлетворения нужд предприятий в материалах, сырье, комплектующих и услугах посредством обмена, а также необходимостью роста эффективности производства и сбыта продукции промышленного назначения за счет изучения и удовлетворения спроса соответствующей группы потребителей в условиях рынка.
Промышленный маркетинг имеет свою особую специфику, которая определяется сложностью продукта и процессов закупки с одной стороны, высоким уровнем созависимости продавцов и покупателей – с другой стороны. Так или иначе, ключевыми принципами его реализации считаются:
- высокая степень персонализации;
- взаимное доверие;
- взаимный выбор;
- ориентация на долгосрочные отношения.
Ключевой целью маркетинга в промышленности считается установление взаимовыгодных отношений с предприятиями, которые закупают промежуточную продукцию для дальнейшего производства конечного продукта.
Маркетинг в сельском хозяйстве или агромаркетинг основан на реализации целой системы действий, опосредующих изучением производственных возможностей предприятия АПК, рыночного спроса, а также самого производства с учетом экономичного расходования ресурсов с полной ориентацией на потребителя. Так или иначе, он охватывает три основных области деятельности – ресурсное обеспечение сельского хозяйства, реализацию сельхозпродукции и сырья, их переработку и сбыта. С его помощью с учетом особенностей отрасли сельского хозяйства обеспечивается оценка покупательского спроса, прогнозирование объемов продаж, формирование необходимого для безубыточности производства количества ассортиментных позиций и пр.
Маркетинг в торговле и сфере услуг
Маркетинг в сфере торговли опосредован реализацией комплекса мер по повышению эффективности взаимодействия участников дистрибуционных цепей. Его основу, как правило, составляет стимулирование сбыта, а сам он строится на активном воздействии на различные каналы сбыта и звенья сбытовой цепи.
Ключевыми инструментами торгового маркетинга считаются:
- предоставление бонусов торговому персоналу (при выполнении определенных условий);
- снижение цены;
- проведение различного рода конкурсов;
- выведение на рынок нового товара;
- распространение бесплатных образцов;
- повышение дистрибуции в определенном канале;
- формирование рекомендательного уровня на рынках, где важна позиция продавца.
Важную роль в торговом маркетинге играет аудит торгового персонала. Так или иначе, ключевой целью маркетинга в сфере торговли считается стимулирование желания потребителей выбрать конкретный товар и/или торговую марку.
Особый интерес с исследовательской точки зрения составляет маркетинг сферы услуг. В отношении его ученые разделились на два лагеря. Одни являются сторонниками позиции о том, что маркетинг в сфере услуг ничем не отличается от маркетинга материально-вещественных товаров. Другие говорят о том, что специфика услуг оказывает прямое влияние на маркетинговую деятельность организации. Согласно второму подходу ключевыми целями маркетинга услуг выступают повышение сервиса, расширение ассортимента услуг и обеспечение устойчивых тенденций роста их рентабельности.
Прочие отраслевые виды маркетинга
Под банковским маркетингом сегодня принято понимать вид деятельности, который направлен на изыскание и использование банковским учреждением наиболее выгодных с точки зрения банковских продуктов рынков и учетом реальных потребностей его участников. Главными его целями традиционно считаются максимизация степени удовлетворённости клиентов банка, завоевание заданной доли рынка, выстраивание и поддержка желаемого имиджа банка.
Говоря о маркетинге в страховании, в виду принято понимать, прежде всего, некую систему взаимного учета потребностей страхователей и страховщиков, основанную на поиске разумного компромисса между их интересами. К числу его ключевых целей могут быть отнесены формирование и стимулирование спроса, расширения доли рынка, объемов предоставляемых услуг и прибыли, а также обеспечение обоснованности в принятии соответствующих управленческих решений.
В сфере гостиничного бизнеса маркетинг строится вокруг разработки и реализации стратегии развития гостиничных предприятий в течение определенного временного периода. Условно он подразделяется на внутренний и внешний. С его помощью обеспечивается снижение влияния фактора сезонности на гостиничный бизнес, а также нивелируются недостатки самого гостиничного заведения.
Маркетинг, реализуемый в туристической отрасли, строится на основе постоянного согласования предлагаемых туристскими предприятиями услуг с услугами, пользующимися в условиях рынка спросом, которые компания способна предложить рынку с прибылью для себя и эффективнее в сравнении с конкурентами. Ключевыми функциями туристического маркетинга считаются установление контактов с клиентами, развитие и контроль.
В образовательной отрасли маркетинг служит выявлению тенденций спроса на образовательные услуги, его удовлетворению и повышению конкурентоспособности образовательных услуг конкретных учебных заведений. Сущность его сводится к ориентации образовательных учреждений на удовлетворение спроса населения в получении качественных знаний.