Направления, функции и задачи маркетинга культурной организации
Маркетинг в культуре имеет свою специфику в силу особенностей рынка в данной сфере деятельности. Он отличается особым подходом к традиционным категориям маркетинговой деятельности, определяя тем самым содержание своих функций.
Маркетинг – это один из основных инструментов управления в организациях культуры. Он позволяет решать различные задачи: социальные, культурно-просветительские, научно-исследовательские, благотворительные, привлекая для этого общественность и государство.
Приоритетной целью сферы культуры является удовлетворение эстетических и художественных потребностей, не носящих коммерческий характер. Предприятия культуры прямо или косвенно формируют условия для творчества и осуществляют реализацию его результатов. Целевая аудитория выберет те культурные ценности или услуги, которые можно получить, посмотреть или купить, внеся за это определенную плату культурным учреждениям.
Особенностью маркетинга в сфере культуры является сочетание трех направлений:
- привлечение потенциальных потребителей;
- управление взаимоотношениями с покровителями (спонсорами);
- создание репутации и системы внутреннего менеджмента организации культуры.
Эти направления работают последовательно – по спирали, переходя с каждым витком на более высокий уровень своего развития. В зависимости от получаемых результатов эта схема называется: спираль успеха или спираль неудачи.
Рисунок 1. Схема развития направлений маркетинга в сфере культуры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выделяют три группы задач маркетинга в сфере культуры:
- аналитико-оценочные задачи (изучение рынка культурных услуг, оценка перспектив и направлений развития);
- стратегические задачи (разработка стратегии реализации основных и дополнительных услуг);
- тактические задачи (непосредственно сбыт культурных услуг).
Функции маркетинга – это основные виды маркетинговой деятельности учреждений культуры:
- исследование спроса (реального и потенциального) на оказываемые услуги;
- поиск и разработка новых видов услуг для удовлетворения спроса;
- планирование сервиса с учетом потребительского спроса;
- координация и регулирование работы подразделений обслуживания населения;
- реализация услуг благодаря масштабной рекламе;
- управление структурными службами и отдельными должностными лицами, реализующих услуги (включая техническое и методическое обслуживание всего процесса производства и сбыта);
- финансирование мероприятий продвижения услуг;
- оценка результатов маркетинговой деятельности относительно результата работы организации культуры.
Маркетинговая среда учреждения культуры
Ключевым моментом процесса управления является изучение и оценка маркетинговой среды культурной организации. Маркетинговая среда состоит из факторов макро- и микроуровня, которые оказывают воздействие на деятельность учреждения.
Макросреда включает следующие факторы:
- экономические;
- политические;
- социокультурные;
- демографические;
- научно-технические.
Факторы макросреды не поддаются контролю со стороны организации и должны приниматься такими, какими они есть. Сфера культуры отличается устойчивыми связями со своей макросредой. Такие связи оказывают непосредственное влияние на формирование личности в человеке, культурного развития нации и итоге воздействуют на отношение населения к культуре.
Важное значение имеет и микросреда. В отличие от макросреды, факторы микросреды поддаются контролю со стороны учреждения культуры. Она разделяется на внутреннюю и внешнюю среду.
Внешняя среда маркетинга – это окружающая среда, где организация действует со своими маркетинговыми мероприятиями. В состав внешней среды входят:
- потенциальные посетители;
- покровители;
- спонсоры;
- волонтеры;
- попечители;
- партнеры;
- конкуренты;
- общественность в лице СМИ.
Последние формируют мнение о работе культурного учреждения и о культуре вообще.
Внутренняя среда маркетинга – это лица и силы, которые осуществляют маркетинговую деятельность внутри культурной организации. Некоторые учреждения имеет структурные подразделения маркетинга, которые разрабатывают и реализовывают маркетинговые программы, работают со спонсорами, взаимодействуют со средствами массовой информации и т.д.
Особенности комплекса маркетинга в сфере культуры
Комплекс маркетинга культурной организации включает те же элементы, что маркетинг-микс коммерческой компании:
- продукт или услуга;
- цена;
- распределение;
- продвижение.
Продукт учреждения сферы культуры может быть основным и дополнительным. Основной продукт предназначен для достижения основных целей учреждения. Дополнительный продукт выполняет второстепенные цели (услуги фотомастерских, кафе, книжных магазинов и т.д.).
Продукт в сфере культуре подразделяется также на первичный и вторичный. Первый предлагается посетителю в оригинале. Это театральное шоу, спектакль, картина и т.д. Второй вид – это копия первичного продукта, который представляет собой видео – или аудиозапись, репродукции и т.д.).
Ценовая политика имеет свои особенности. Расходы учреждений культуры обычно превышают доходы, а стоимость услуг отстают от среднерыночных цен. Большое влияние на ценообразование оказывает естественная монополия на рынке услуг сферы культуры. Отсутствие жесткой конкуренции дает свободу культурным организациям в политике установления цен.
Уровень цен формируется в зависимости от:
- социальной категории посетителя (студент, школьник, пенсионер, дети до определенного возраста, многодетные семьи, инвалиды);
- времени посещения учреждения культуры;
- популярности учреждения;
- уникальности мероприятий (спектаклей, выставок, концертов).
Что касается каналов распределения, то выделяют:
- собственные каналы (билетные кассы, свои распространители билетов, сувенирные магазины, экскурсионные отделы);
- независимые каналы (театральные кассы, туристические и экскурсионные бюро).
Огромное значение играет система продвижения в сфере культуры, которая ускоряет процесс реализации, повышает осведомленность посетителей о происходящих культурных мероприятиях, привлекает новых и удерживает существующих потребителей. Основными средствами продвижения являются реклама, связи с общественностью, личные продажи и стимулирование сбыта.