Понятие и сущность маркетинга в государственном и муниципальном управлении
Маркетинг в государственном и муниципальном управлении – это специфическая форма реализации маркетинга, используемая органами государственного и муниципального управления, и ставящая во главу угла максимально полное удовлетворение как потребителей, так и производителей государственных услуг.
Таким образом, маркетинг в государственном и муниципальном управлении в широком смысле представляет собой ни что иное, как маркетинговую деятельность, реализуемую на федеральном и региональном уровнях органами власти и их представителями, которые являются производителями, посредниками и/или потребителями на рынке госуслуг. Иначе его принято называть государственным и муниципальным маркетингом. Свое применение он находит в процессе производства, поставки и потребления услуг, товаров, идей и иных ценностей в государственной сфере.
Основные объекты маркетинга в государственном и муниципальном управлении в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Объекты государственного и муниципального маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типичными объектами государственного и муниципального маркетинге выступают территории и территориальные сообщества (страна, регион, межрегиональные образования и пр.), государственные управленческие и социальные институты и их представители, а также общественные блага (как делимые, так и неделимые).
Государственный и муниципальный маркетинг служит одной из разновидностей некоммерческого маркетинга, который реализуется в сфере государственной службы при оказании различного рода государственных услуг физическим и юридическим лицам. Данное направление маркетинговой деятельности состоит из следующих разновидностей:
- территориальный маркетинг (маркетинг стран, регионов, городов);
- политические маркетинг;
- маркетинг личностей.
В последние годы маркетинг в государственном и муниципальном управлении активно развивается и занимает все более прочные позиции. Современные ученые рассматривают его в качестве совокупности определенных технологий и комплекса усилий, предпринимаемых органами власти на различных уровнях управления в целях поддержания и развития их деятельности.
Цели и задачи маркетинга в государственном и муниципальном управлении
Маркетинг, реализуемый в сфере государственного и муниципального управления, в процессе своей реализации преследует определённые цели и задачи.
Ключевыми целями маркетинга в государственном и муниципальном управлении выступают: обеспечение успеха реализации государственных услуг и продукции населению страны, повышение авторитета органов и представителей государственной власти, а также рост привлекательности территории.
Государственный и муниципальный маркетинг решает ряд специфических задач. Они связаны с развитием определённого способа понимания в зависимости от выдвигаемых идей и инициатив, определением адекватности реализуемых идей на политический рынок и/или общество, а также выявлением политической позиции на основании имиджа политического лидера, ожиданий со стороны «политического рынка» и присутствия на нем конкурентов.
Особенности и специфика маркетинга в государственном и муниципальном управлении
Маркетинг, реализуемый в сфере государственного и муниципального управления, безусловно, имеет свою специфику и особенности. Наиболее ярко они прослеживаются при сравнении его с маркетингом коммерческим.
Итак, ключевыми особенностями государственного и муниципального маркетинга являются следующие аспекты:
- опосредованность рыночных отношений, в виду чего товар принимает форму услуги или общественного блага, а сами цели маркетинговой деятельности органов власти не соответствуют коммерческим;
- высокая степень общественной открытости и контролируемости со стороны общественных движений и групп, возможность которой устанавливается и конкретизируется соответствующими нормативно-правовыми актами;
- нехватка специалистов и бюджетных средств на проведение крупных маркетинговых мероприятий;
- высокая степень зависимости от решений вышестоящих органов власти.
Помимо прочего маркетинг в сфере государственного и муниципального управления отличается самой сферой применения маркетинговых инструментов, а также долгосрочностью принимаемых решений, каждое из которых тесно связано с политической конъюнктурой страны (региона).
Технологии маркетинга в государственном и муниципальном управлении
Под технологиями маркетинга, реализуемого в сфере государственного и муниципального управления, следует понимать совокупность использования определенных принципов, методов, приемов, способов и процедур, при помощи которых субъекты государственной власти решают государственные проблемы. Их специфика определяется тем, что они используются исключительно для решения комплексных проблем в сфере муниципального и государственного управления.
Процесс внедрения маркетинговых технологий в сфере государственного и муниципального управления имеет внутреннее и внешнее содержание. Первое опосредовано всем тем, что напрямую относится к реализации маркетинговых технологий, будь то выбор типа технологий маркетинга, места или времени их использования. Второе тесно связано с внешней средой маркетинга (это могут быть предвыборные технологии, информационно-прогностические или информационно-аналитические технологии, технологии имиджа и пр.).
Ключевую роль в реализации маркетинга в государственном и муниципальном управлении играет использование PR-технологий. Именно они считаются одним из важнейших и приоритетных средств маркетинговых коммуникаций. В данном случае речь идет о системном взаимодействии органов власти, частных организаций и гражданского общества в целях реализации общественных интересов, использования общественных благ и ресурсов с учетом волеизъявления народа.
В своей практической деятельности государственный и муниципальный маркетинг опирается на ряд принципов. Прежде всего речь идет о сбалансированности интересов заинтересованных сторон, создании благоприятной среды для экономических субъектов, формировании и развитии инфраструктуры, обеспечении инвестиционной привлекательности муниципального рынка, а также об укреплении привлекательного имиджа государства и/или муниципального образования на региональном, федеральном и международном уровнях.