Особенности японского маркетинга
Маркетинг пришел в Японию во второй половине XX века. В европейских странах и США проблемы продвижения, исследования рынка, ценовой и товарной политики начали решаться уже в середине 20-х годов прошлого столетия.
В отличие от других стран Япония не изучала маркетинг, а успешно реализовывала его принципы. Об этом ее «таланте» писал знаменитый американский ученый-экономист Питер Друкер. В Японии маркетинг – это часть любой компании, потому что для японцев клиент является Богом. Они постоянно изучают потребителей, их мотивы, предпочтения и требования, чтобы не упустить изменений и быть всегда в курсе их потребностей.
Выделяют три главных элемента маркетинга Страны восходящего солнца:
- неоспоримый приоритет потребителя;
- информационные технологии;
- предпринимательский дух, активизирующий творчество.
Высшей целью деятельности японских компаний является не получение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей потребителей, что увеличит прибыль естественным путем.
Специфику маркетинга в Японии в начале развития национальной экономики четко можно увидеть на примере работы корпорации Sony. Это японская транснациональная корпорация (ТНК) была основана в конце 1940-х годов Масару Ибука и Акио Морита. Первым их продуктом стал ленточный магнитофон.
После того как товар пустили в производство, создатели подумали о том, кто станет их потребителем и в каких количествам его реализовывать. Бывший президент фирмы Sony, утверждал, что нужно вести за собой потребителей, создавая новые товары, а не интересоваться у них, какие товары они хотели бы иметь. Эта была позиция многих руководителей японских компаний. Несмотря на маркетинговую ошибку (правило гласит: сперва изучение рынка, а затем производство) в компания добилась рекордного успеха. Эта ошибка компенсировалась высоким качеством.
В 50-60-гг. двадцатого столетия стали появляться первые маркетинговые агентства, продавалось много научных и учебных изданий по маркетингу. В местных университетах преподавали основы маркетинга.
Начиная с 1970-х гг. и по настоящее время маркетинг активно используется на предприятиях всех сфер деятельности. Именно он и способствует успешному развитию бизнеса и улучшению качества продукции. Японские компании выходят на внешние рынки и зарождается международный маркетинг.
Маркетинг в Китае
Главной чертой китайского маркетинга является идея долгосрочного планирования. Китайцы не берутся за проекты ради краткосрочной выгоды. Они не пойдут на неоправданный риск, даже если прибыль будет большая. Но даже, если риск и оправдан, а действия противоречат философии компании, никакие заоблачные суммы не подвигнут китайцев на совершение сделки. Такой подход заложен в имиждевую основу любого китайского бренда и деятельность китайских предприятий.
Особенности маркетинга в Китае:
- сильная зависимость от брендов;
- использование массовой рекламы при выходе на китайский рынок;
- в своем доме китайцы используют только недорогие товары местного производства;
- для общественного признания китаец тратит большие суммы на мировые бренды, особенно иностранные (телефоны, модная одежда и др.).
Компаниям, которые собираются выходить на рынок Китая, рекомендуют обращаться к местным маркетинговым агентствам, а не самостоятельно изучать рынок по вторичным источникам. Специалисты таких организаций знают специфику китайского рынка, помогут адаптировать маркетинговую стратегию под требования местных потребителей. Если фирма желает работать с Китаем, она должна уметь подстраиваться, тогда можно рассчитывать на успех. Также следует учесть, что работать удаленно не получится, необходимо физическое присутствие. Поэтому необходимо создать представительство, проводить презентации, показывать свою продукцию, выстраивать личные и профессиональные отношения с китайскими партнерами.
Большую роль в Китае играют связи или (guanxi). Именно межличностные отношения определяют положения человека в обществе. Надежные и доброжелательные связи с внешними партнерами и правительством позволяют получить доступ к определенным ресурсам, рынкам, каналам сбыта и т.д. китайские компании лучше всех умеют интегрировать идеи, чем европейские фирмы. Это дает преимущества для развития НИОКР и инноваций.
Китайцы могут вступать в стратегические партнерства с конкурентами для завоевания большое доли на рынке и устранения лидера. Партнеры находят друг друга по принципу продажи дополняющих товаров потребителям.
Южнокорейский маркетинг
Все азиатские регионы существенно отличаются друг от друга. Поэтому рассматривать Азию как единый рынок нельзя. Каждая страна по-своему индивидуальна. Южная Корея не исключение.
Открыть бизнес в Корее – это простое и быстрое дело:
- минимум бюрократии;
- поддержка государства в сфере малого и среднего бизнеса;
- резиденты и нерезиденты имеют равные права по открытию компании;
- развитый рынок посредников, оказывающих услуги по юридическому и бухгалтерскому сопровождению;
- хорошая инфраструктура;
- доступность венчурного капитала.
Южнокорейский рынок довольно простой по сравнению с Японией и Китаем. Поэтому предпринимателям рекомендуют начинать осваивать азиатский рынок в следующей последовательности: Южная Корея, Япония, Китай (от простого к сложному).
Простота корейского рынка связана с тем, что он очень похож на европейский и американский рынки. Планирование маркетинга, система продвижения очень схожи с аналогичными в Западной Европе и США. В Южной Корее эффективно работают те же инструменты маркетинга, что и на Западе.
При выходе на корейский рынок можно столкнуться с языковыми и культурными барьерами. Корейские потребители любят модные тренды, известные бренды, которые они очень уважают, но уровень знания иностранных языков, в том числе английским, довольно низок. Поэтому следует искать переводчиков.
Корейские потребители опытные, но достаточно капризные. Многие западные компании с трудом завоевывают местную аудиторию. Но если проект получил успех в Корее, его смело можно продвигать на другие рынки.