Понятие об инвестиционном маркетинге территории
Залогом экономической устойчивости и конкурентоспособности любой территории является высокая инвестиционная привлекательность. От потока инвестиций зависит благосостояние и перспективы развития территории. Для привлечения инвестиций используется такой инструмент как маркетинг территории. Но создание идеальных условий для инвесторов недостаточно, огромное значение имеет актуальная и полная деловая информация, и эффективное управление ею.
Инвестиционный маркетинг территорий обеспечивает менеджеров региона достоверной информацией о рынке, структуре и динамике спроса, предпочтениях частных и корпоративных инвесторов.
Сбор информации для инвестиционной маркетинговой деятельности позволяет решить следующие задачи:
- обеспечение описания рыночных процессов и явлений;
- определение тенденций и закономерностей развития рынка;
- оценка позиции компании на рынке;
- анализ региональной емкости рынка.
Инвестиционный маркетинг – это концепция согласования интересов заказчиков бизнес-информации, представителей органов госвласти и общественности.
Данная концепция определяется как управление рыночными процессами определенной территории в комплексе с методами инвестиционного менеджмента с ориентацией на удовлетворение потребностей территории.
Цели инвестиционного маркетинга территории:
- ориентация на получение прибыли и повышение доли рынка на основе определения и учета потребностей инвесторов и их реального воплощения в производстве, стимулировании спроса и продвижения продукции, а также успешной реализации инвестиционных проектов и программ;
- максимизация степени удовлетворения потребления за счет синхронизации организации промышленного производства, объемов продаж и обслуживания;
- обеспечение широкого ассортимента товаров и услуг для своевременного удовлетворения потребностей общества через повышение объемов денежных вложений на основе прогнозирования конъюнктуры;
- обеспечение заказчика передовыми научными, инновационными знаниями, умениями и навыками в сфере инвестиций, предоставление сведений о конкурентах и средствах обеспечения устойчивого положения в инвестиционной отрасли экономики;
- усиление инвестиционного процесса и подъем конкурентоспособного производственного потенциала.
Принципы и функции инвестиционного маркетинга территории
В основе разработки стратегий инвестиционного маркетинга территорий лежат система принципов и функций инвестиционного маркетинга.
Основные принципы инвестиционного маркетинга – это комплекс правил изучения состояния конкурентной среды, который включает показатели и критерии оценки, создание инвестиционных продуктов, проектов и программ в наиболее приоритетных и выгодных отраслях экономики, выявление потребностей потребителей и потенциала неудовлетворенного спрос
Функции инвестиционного маркетинга территории:
- исследовательская;
- созидательная;
- имиджеобразующая;
- системообразующая.
Первая функция предполагает комплексное исследование, составление прогнозов и формирование социально-экономических потребностей населения территории, определение общего объема спроса на товары и услуги относительно тенденций развития демографии, выявление потребностей в ресурсах и оценка использования инвестиционного потенциала территории.
Вторая функция – это производство и развитие социально значимой продукции (услуг), организация и предоставление новых видов услуг с учетом потребностей различных субъектов территории, а также разработка товарной политики.
Третья функция означает положительное развитие и продвижение во внешнюю среду имиджа территории, разработка и реализаций рекламных кампаний, создание оптимального механизма информационного обеспечения, которое включает сеть информационных каналов, а также уровень компьютеризации предприятий.
Последняя функция заключается в разработке комплексной маркетинговой стратегии, планировании и финансировании комплекса услуг, обеспечение необходимых объемов инвестиционных вложений, стратегического планирования на основе эффективного применения маркетингового инструментария в разрезе комплекса маркетинга 4Р.
Роль маркетинга в инвестиционной привлекательности территории
В современных условиях наблюдается обострение конкуренции территорий за инвестиции. Каждый регион, город, муниципальное образование разрабатывают свою инвестиционную политику. Отсюда появляется необходимость разработки концепции привлечения инвестиций на уровне определенной территории.
Основной концепции является выбор приоритетов развития территории с учетом хозяйственной структуры. Инвестиционные ресурсы направляются на укрепление и диверсификацию возможностей компании в области экспорта, продвижение конкурентоспособных технологий и изделий на внешние территории, на развитие импортозамещающих производств, внедрение инноваций и совершенствование промышленности.
Факторы, влияющие на инвестиционный климат территории:
- место территории в системе территориальной организации;
- уровень социально-экономического развития;
- экономико-географическое положение;
- природно-ресурсные возможности;
- благосостояние населения;
- степень развития инфраструктуры;
- состояние окружающей среды;
- особенности функционирования отдельных областей хозяйства и т.д.
Каждый фактор может влияет на повышение или, наоборот, ограничение инвестиционной привлекательности территории.
Инвестиционный маркетинг, как один из элементов территориального маркетинга, является неотъемлемой частью маркетинга привлекательности территории. Для повышения бизнес привлекательности используются инструментарий территориального маркетинга.
В этом случае территориальный маркетинг направлен на формирование и поддержание:
- привлекательности и престижа региона или города;
- привлекательности ресурсов территории (природных, финансовых, трудовых, социальных, материально-технических и др.);
- потенциала для реализации и воспроизводства данных ресурсов.