Понятие и особенности услуг почтовой связи
Услуги почтовой связи – это услуги, оказываемые почтой.
Под категорию услуг почтовой связи в современном мире попадают:
- услуги, связанные с приемом, обработкой и пересылкой различного рода писем, посылок, бандеролей, денежных переводов и пр.;
- оказание услуг по подписке на различные печатные СМИ;
- выплата пенсий, компенсаций, пособий и иных выплат;
- оказание услуг электросвязи;
- прием платежей;
- продажа товаров и пр.
Все эти и ряд других услуг на договорной основе оказываются операторами почтовой связи. За них почтовым организациям вносится соответствующая плата. Таким образом, услуги почтовой связи носят коммерческий (возмездный) характер.
Рынок услуг почтовой связи представлен двумя группами участников: производители услуг почтовой связи с одной стороны, и их пользователи-клиенты – с другой стороны. В роли первых выступают государственные и негосударственные почтовые организации. В нашей стране основным почтовым оператором выступает «Почта России». Часть услуг почтовой связи осуществляют частные коммерческие структуры. Роль вторых играют физические и юридические лица.
Современный рынок услуг почтовой связи тесно пересекается с другими рынками, в частности с рынком инфокоммуникационных и транспортно-логистических услуг. Сами же услуги почтовой связи в одно и то же время конкурируют и интегрируются с новыми информационно-коммуникационными и банковско-финансовыми услугами.
Сущность и специфика маркетинга информационных услуг почтовой связи
Сфера информационных услуг почтовой связи носит коммерционализированный характер и предполагает необходимость реализации маркетинга. В общем смысле под маркетингом информационных услуг почтовой связи принято понимать маркетинговую деятельность почтовых организаций или почтовый маркетинг. В некоторых случаях его также называют маркетингом в почтовой связи.
Под маркетингом информационных услуг почтовой связи принято понимать систему управления разработкой и предоставлением необходимых обществу информационных услуг почтовой связи, основанную на комплексном анализе рынка и оказании активного воздействия на потребительский спрос.
Его основной целью выступает получение максимального эффекта, как самими организациями почтовой связи, так и пользователями их информационных услуг при условии минимизации коммерческого риска.
В основе осуществления маркетинга информационных услуг почтовой связи лежит разработка и реализация соответствующей стратегии. Считается, что она должна включать в себя следующие компоненты:
- изучение рынка и анализ его целевых сегментов;
- разработку и определение четких отличительных преимуществ и концепции позиционирования информационных услуг почтовой связи;
- взаимоувязка деятельности почтовой организации с ее маркетинговой стратегией, обеспечивающая сбалансированность высокой ценности информационных услуг почтовой связи и издержек по их оказанию;
- разработка и реализация комплекса маркетинга.
Таким образом, маркетинг информационных услуг почтовой связи в основе своей опирается на базовые постулаты традиционного маркетинга, но при этом имеет свою специфику. Обусловлена она, прежде всего, особенностями рынка информационных услуг почтовой связи, интересами и действиями его участников.
Как показывает практика, основополагающую роль в реализации маркетинга информационных услуг почтовой связи играет непосредственно разработка и реализация коммуникационной политики почтовой организации. Рассмотрим же основы их продвижения более подробно.
Основы маркетингового продвижения информационных услуг почтовой связи
Итак, важнейшую роль в почтовом маркетинге играет коммуникационная деятельность, ориентированная, в первую очередь, на формирование устойчивого спроса на информационные услуги почтовой связи и стимулирование их потребления. Основополагающие компоненты коммуникационной политики маркетинга информационных услуг почтовой связи в общем виде представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые элементы коммуникационного продвижения услуг почтовой связи в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как показывает практика, одним из наиболее распространенных и популярных средств коммуникационной деятельности почтовых организаций выступает реклама. Ее основой целью выступает привлечение внимания потенциальных потребителей к услугам почтовой связи, предоставляемым той или иной почтовой организацией. В основе разработки и формирования подобных рекламных кампаний должно лежать проведение тщательного анализа рынка информационных услуг почтовой связи и оценка возможностей самой почтовой организации.
Рекламная стратегия почтовой организации может преследовать различные цели, в соответствии с которыми выделяют увещевательную (стимулирующую) рекламу, имидж-рекламу и рекламу стабильности. Наибольшее практическое распространение получает именно стимулирующая реклама.
Связи с общественностью опираются на выстраивание взаимовыгодных и благожелательных отношений с широкими группами общественности (в первую очередь – с потребителями информационных услуг почтовой связи).
В основе реализации прямого маркетинга лежит осуществление непрерывно поддерживаемых целенаправленных коммуникаций с отдельными клиентами, которые имеют очевидное намерение воспользоваться информационными услугами почтовой организации. Как правило, прямой маркетинг в этом случае опирается на организацию прямых почтовых рассылок рекламных листовок и каталогов, содержащих в себе описание номенклатуры услуг почтовой связи основной и дополнительной деятельности, а также системы скидок для целевых потребителей.
Стимулирование сбыта опирается на реализацию инициатив, направленных на стимулирование потребителей к использованию информационных услуг почтовой связи. Обычно подобного рода мероприятия включают в себя различные гарантии обслуживания, сервис и финансовые средства.