Понятие и сущность рекламы
Реклама – это неличная форма маркетинговых коммуникаций, основанная на предварительно оплаченном распространении различными способами информации, адресованной неопределённому кругу лиц и направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования и его рыночное продвижение.
Сегодня реклама выступает одним из базовых инструментов продвижения компании и ее продукции в условиях рынка. Ее главной целью считается наращивание объемов сбыта и реализации товаров у услуг. К числу вторичных целей рекламы могут быть отнесены:
- пропаганда торговых марок и потребительских свойств товарной продукции;
- стимулирование спроса;
- усиление рыночного присутствия фирмы;
- построение новых каналов сбыта;
- повышение престижа компании и пр.
В системе маркетинга реклама подлежит множественной классификации по различным основаниям. Ее основные разновидности в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Общая типология рекламы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо представленных на рисунке 1, существуют и иные разновидности рекламы. Так, например, в зависимости от адресности она может быть прямой или непрямой. По охвату целевой аудитории выделяют персональную, групповую и массовую рекламу.
Чаще всего рекламу разграничивают в зависимости от мест и способов ее размещения. В соответствии с данным критерием выделяют наружную рекламу, рекламу, размещаемую в СМИ, на транспорте и в местах продаж, печатную рекламу, сувенирную рекламу, событийную рекламу, а также рекламу в сети Интернет.
Вне зависимости от своей видовой принадлежности, реклама выполняет ряд важнейших функций. Основной из них считается предоставление потребителям информации о товарах и услугах фирмы посредством использования различных информационных средств. К числу прочих функций рекламы относятся функции экономического, маркетингового, коммуникативного и социального порядка. Благодаря их практической реализации обеспечивается рыночное продвижение фирмы, ее товаров и услуг.
Специфика малого бизнеса
Малый бизнес в современном мире получил весьма широкое распространение. В общем смысле под ним понимают ни что иное как сферу малого предпринимательства, отличающегося небольшим размахом. Малый бизнес довольно легко организовать, в то же время он способен приносить неплохую прибыль его владельцу.
На сегодняшний день существует три основных критерия, по которым та или иная компания может быть отнесена к категории малого бизнеса:
- годовой объем доходов должен составлять не более 800 млн. руб.;
- среднесписочная численность сотрудников компании за календарный год не должна превышать 100 человек;
- на долю сторонних организаций в уставном капитале компаний должно приходиться не более 49%.
Именно по этим формальным критериям та или иная организация в России может быть отнесена к категории малого предпринимательства. В действительности наиболее распространенными формами организации малого бизнеса сегодня выступают общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предпринимательства.
Так или иначе, малый бизнес имеет свою специфику. Его ключевыми особенностями выступают: небольшая сфера сбыта и реализации продукции, высокая степень гибкости и адаптивности к условиям внешней среды, высокая степень неустойчивости. Кроме того, малый бизнес испытывает довольно серьезные трудности с привлечением стороннего финансирования своей деятельности, ему труднее получить кредиты, и он более подвержен кризисным явлениям в экономике. Наконец, малым фирмам довольно трудно конкурировать и соперничать с гигантами рынка.
Реклама в малом бизнесе и ее особенности
Для малого бизнеса реклама выступает основным генератором клиентопотока и главным способом рыночного продвижения компании, ее товаров и услуг. В этой сфере она приобретает особую специфику и условия реализации. Если крупные корпорации могут позволить себе тратить многомиллионные бюджеты на разработку и реализацию рекламных кампания, то малые фирмы, как правило, весьма ограничены в финансовых ресурсах. Для них запустить крупномасштабную, яркую рекламную кампанию весьма проблематично, обычно приходится довольствоваться лишь малыми рекламными усилиями.
Единого ответа на вопрос о том, какой вид рекламы в сфере малого бизнеса будет наиболее эффективным, не существует. Все очень индивидуально и зависит от специфики деятельности самой организации и продукции, предлагаемой ею рынку, ее финансовых возможностей и опыта. В большинстве случаев решения, принимаемые в сфере малого бизнеса касательно выбора вида рекламы, определяются следующими факторами:
- особенности продвигаемых товаров и услуг;
- место и время размещения рекламы;
- стоимость размещения рекламы;
- количество контактов с целевой аудиторией и пр.
Так или иначе, действует одно важное правило – реклама должна окупаться, т.е. эффект, получаемый от ее реализации должен превышать затраты на ее подготовку и осуществление.
Рекламные кампании могут быть разработаны силами самих сотрудников малых фирм, однако, чаще всего, эти функции передаются на аутсорсинг сторонним специализированным организациям. В этом случае трудозатраты меньше, а эффективность – выше.
Практика показывает, что малые компании свое основное внимание концентрируют на бюджетной рекламе, благо в современно мире есть немало способов и инструментов рекламы, не требующих существенных финансовых вложений. Так, например, к ним относятся телефонный маркетинг, интернет-реклама, распространение листовок, надписи на асфальте, сарафанное радио и пр. Все они, так или иначе, отвечают таким критериям, как доступность, простота и эффективность.
В действительности хорошая и эффективная реклама необязательно должна быть дорогостоящей. Главное, чтобы она подходила целевой аудитории малой фирмы и соответствовала специфике производимой (реализуемой) ею продукции. Основными критериями оценки эффективности рекламы выступают ее окупаемость и коммуникативное воздействие на целевые группы потенциальных клиентов.