Понятие и сущность контактных аудиторий производителя в маркетинге
Контактная аудитория – это некая группа, проявляющая потенциальный или реальный интерес к компании и в той или иной форме оказывающая влияние на ее способность к достижению поставленных целей.
Маркетинг предполагает, что любая организация, предприятие, фирма ведет свою деятельность в условиях внешней и внутренней среды. Участники маркетинговой среды формируют различные аудитории, в определенной степени заинтересованные в деятельности фирмы и ее результатах и в прямой или косвенной форме взаимодействующих с ней. Иначе их можно назвать стейкхолдерами, то есть заинтересованными сторонами, объединенными в однородные группы в зависимости от характера своего интереса и среды возникновения. Таким образом, контактные аудитории формируют среду маркетинга.
Взаимодействие между бизнесом и такими группами носит контактный характер. Сами контактные аудитории могут оказывать позитивное либо негативное влияние на компанию. Соответственно, они могут либо способствовать, либо препятствовать усилиям фирмы- товаропроизводителя по обслуживанию рынков. В связи с этим маркетинге выделяет два вида контактных аудиторий:
- благоприятные;
- нежелательные;
- искомые.
В первом случае речь идет о контактных группах, интерес которых к фирме-товаропроизводителю имеет благотворный характере, например, в виде пожертвований или дотаций. Во втором случае имеются в виду группы, интерес и внимание которых производитель старается лишний раз не привлекать, но при этом вынужден считаться с ними, в том случае, когда это интерес проявляется. В качестве примера можно привести преступные группировки. К третьей группе относятся те аудитории, чью заинтересованность компания стремится найти, но сделать это ей удается далеко не всегда (пример – средства массовой информации).
Взаимодействие с контактными аудиториями – процесс сложный. Он требует планирования и непрерывного контроля. Чем лучше он будет организован, тем больше шансы у фирмы на функционирование в условиях благоприятной маркетинговой среды.
Типы контактных аудиторий для производителя
Любая фирма, в том числе специализирующаяся на производстве какой-либо продукции, ведет свою деятельность в окружении различных типов контактных аудиторий. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 1. Базовые типы контактных аудиторий в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Представители контактной аудитории, относимой к категории финансовых кругов, определенным образом влияют на способность компании обеспечивать себя капиталом и иными финансовыми ресурсами. К данной группе относятся банковские и иные кредитно-финансовые учреждения, брокерские компании, инвестиционные фирмы и акционеры. Добиться благорасположения этих аудиторий фирма может, отвечая на поступающие вопросы, касательно финансовой деятельности, публикуя информативные отчеты и демонстрируя доказательства своей финансовой устойчивости. Данный тип контактной аудитории крайне важен для производителя, так как без достаточного и своевременного притока финансовых ресурсов он не сможет обеспечить свою деятельность.
Под контактной аудиторией средств информации понимаются организации, которые распространяют новости, публикуют статьи и выпускают редакционные комментарии. Прежде всего, к ним следует относить газеты, журналы, теле- и радиоканалы. Каждая фирма-производитель заинтересована в том, чтобы они благосклонно относились к ее бизнесу и благожелательнее освещали ее деятельность.
Третий тип контактных аудиторий не менее важен для производственных предприятий. Речь идет об органах власти и управления. Руководство фирмы должно принимать во внимание и своевременно отслеживать все, что происходит в государственно сферы. Более того, корпорации должны откликаться на проблемы обеспечения безопасности товаров, правдивости показываемой рекламы и защиты прав потребителей. Более того, в рамках реализации концепции корпоративного гражданства бизнес все чаще задумывается от взаимодействии с государством и обществом в целях обеспечения прочной основы устойчивого развития. Допускается взаимодействие с производителями товаров-аналогов для того, чтобы совместно лоббировать интересы.
Третий тип контактных аудиторий представлен гражданским группами действий. В частности, речь идет об:
- общественных организациях;
- группах защитников окружающей среды;
- представителях национальных меньшинств.
Их мнение, потребности и ожидания также играют важную роль для товаропроизводителя, особенно, если он пропагандирует концепцию социальной ответственности бизнеса. В связи с этим в рамках производственных корпораций создаются специальная отделы, на постоянной основе поддерживающие контакт с потребительскими группами.
Кроме того, любой фирме-товаропроизводителю, так или иначе, приходится иметь дело с местными контактными аудиториями, представленными окрестными жителями и местными организациями. Как правило, для работы с ними производители назначают специальных сотрудников.
Шестой тип контактных аудиторий представлен широкой публикой, которая, не выступая по отношению к товаропроизводителю в роли организованной силы, все же оказывает определённое влияние на его коммерческую деятельность. Именно поэтому следует формировать благоприятный образ компании в глазах стейкхолдеров. Для этого многие фирмы осуществляют пожертвования и занимаются благотворительностью.
Наконец, седьмой и последний тип контактных аудиторий – это внутренние стейкхолдеры. К ним относятся работники производственной фирмы, ее менеджмент, члены совета директоров и добровольные помощники. В рамках организации эффективной системы взаимодействия с ними многие крупные производители привлекают персонал к управлению, предусматривая совместное владение собственностью и обеспечивая его участие в прибылях.