Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между представленными на рынке организациями с целью обеспечения лучших возможностей сбыта своих продуктов и удовлетворения всего разнообразия потребностей покупателей.
Виды рыночной конкуренции
Существуют несколько основных видов рыночной конкуренции, классифицированных по ряду признаков:
По масштабам развития:
- индивидуальная – между одиночными игроками на рынке;
- местная – между компаниями на определенной территории;
- отраслевая - между компаниями одной отрасли;
- межотраслевая – между компаниями разных отраслей;
- национальная - между компаниями одной страны;
- глобальная - между компаниями на мировом рынке.
По характеру развития:
- свободная – не ограничиваемая государством;
- регулируемая – ограниченная государством;
По конкурентному преимуществу:
- ценовая, которая заключается в искусственном сбивании цен на продукт;
- неценовая, которая проводится через улучшение качества продукции, технологии ее производства, внедрение инноваций.
В зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка:
- совершенная – основанная на исполнении положений конкурентного равновесия (множество независимых производителей и потребителей, свободная торговли средствами производства, самостоятельные производители, однородная и сопоставимая продукция, доступная информации о рынках).
- несовершенная - базируется на нарушении положений конкурентного равновесия (передел рынка между крупными организациями или полное их господство, ограниченная самостоятельность организаций, дифференцированная продукция и внешний контроль сегментов рынка).
В зависимости от соотношения спроса и предложения товаров и услуг:
- чистая – является ортодоксальным случаем совершенной конкуренции, характеризуется полным отсутствием рыночной силы;
- олигополистическая - относится к несовершенному виду и характеризуется большой рыночной силой;
- монополистическая - это конкуренция несовершенного вида, характеризуется тем, что с точки зрения покупателя товары монополистов обладают отличительными качествами, воспринимаемыми всеми рынками.
Совершенная конкуренция – это не естественное состояние рынка. Во многих отраслях деятельности конкуренция затруднена вследствие ряда причин:
- технологические особенности отрасли;
- исключительно высокие невозвратные активы, вложенные в основное производство;
- наличие избыточных производственных мощностей, при помощи которых можно удовлетворить «пиковые» нагрузки потребностей потребителя.
Монополии
Виды монополий:
- Естественная или устойчивая, характерна для организаций, располагающих редкими и свободно невоспроизводимыми ресурсами.
- Искусственная, которая образуется за счет передачи в чьи-то руки объектов экономических отношений.
- Новаторская, когда одна организация на рынке предлагает свой продукт большому числу покупателей за счет его уникальности.
Влияние монополий на рынок:
- позитивное — снижение издержек за счет масштабов производства, развитие технологического прогресса, часто социальная направленность;
- негативное — нарушение прав потребителей, связанное с отсутствием альтернативы выбора или дефицитом, переконцентрация производства подавляет предпринимательство.
Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара:
- горизонтальная конкуренция — между производителями товаров и услуг одного вида. Относится к внутриотраслевой конкуренции.
- вертикальная конкуренция —между производителями различных товаров и услуг, удовлетворяющих одну и ту же потребность. Относится к внутриотраслевой конкуренции.
Виды конкуренции, которые определяет зависимость между соотношением спроса и предложения на каждый конкретный товар:
- конкуренция между продавцами товара;
- конкуренция между покупателями товара.
Чем больше конкурируют продавцы, тем меньше - покупатели, и наоборот.