Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция

Определение 1

Конкуренция — это борьба между отдельными фирмами за самые выгодные условия производства и сбыта для достижения наилучшего результата предпринимательской деятельности.

В условиях рынка суть конкуренции заключается в борьбе за клиента, полное удовлетворение его запросов и потребностей. Фирмы борются между собой за рыночную долю, что зачастую определяется дешевизной и качеством товаров.

Формы конкуренции

Можно выделить две ключевые формы конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.

Под внутриотраслевой конкуренцией понимается конкуренция между товаропроизводителями в рамках одной и той же отрасли, когда фирмы с более высокой производительностью труда могут получить дополнительный доход, а организационно и технически отсталые предприятия могут частично потерять индивидуальную стоимость производимой ими продукции и, в конечном итоге, разориться.

Межотраслевая конкуренция выражается в конкуренции между фирмами из разных отраслей. Ее признаками является: перелив капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли, характеризующиеся высокой прибыльностью.

Еще одна классификация выделяет совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Свободная конкуренция характеризуется следующими признаками:

  1. Неограниченное количество участников рынка, свобода входа и выхода с рынка.
  2. Высокая степень мобильности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов — каждый из участников конкуренции вкладывает собственные деньги именно с целью прироста дохода.
  3. Каждый участник конкуренции полностью проинформирован о параметрах рынка, что позволяет принимать правильные решения.
  4. Никто из участников конкуренции не может влиять на решения, которые принимают другие участники.

На рынке несовершенной конкуренции существуют:

  • Чистая монополия, когда только одна компания выпускает продукт, не имеющий заменителей.
  • Монополистическая конкуренция характеризуется рыночной ситуацией, когда много производителей реализует похожий, но не идентичный товар.
  • Олигополия, которая характеризуется немногочисленностью участников. Так, несколько фирм могут господствовать на каком-либо рынке или отрасли.
«Конкуренция» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ценовая и неценовая конкуренция

В условиях ценовой конкуренции фирма может продавать товар или предлагать услуги ценам, ниже, чем у конкурентов. Цена может быть снижена благодаря сокращению производственных издержек или сокращению нормы прибыли.

Неценовая конкуренция возникает, когда одни фирмы предлагают товар более высокого качества, более надежный и долговечный, а также более широкий ассортимент. В таких условиях особое внимание уделяется экологичности, энергоемкости, безопасности и эстетическим параметрам продукта.

Замечание 1

Современный рынок характеризуется тем, что потребители выбирают тот или иной товар из-за надежности и репутации производителя, а также из-за престижности какой – либо торговой марки.

Недобросовестная конкуренция

Жестокая борьба между различными производителями зачастую сопровождается использованием методов, связанных с нарушением правил и норм конкуренции. Это принято называть недобросовестной конкуренцией.

Признаки недобросовестной конкуренции:

  • демпинговые цены, когда товар продается по цене ниже, чем его себестоимость;
  • установление контроля за деятельностью конкурентов;
  • злоупотребление господствующим рыночным положением;
  • установление дискриминационных условий или цен;
  • зависимость поставок конкретного товара или предоставления услуги от принятия ограничений в части производства или распределения товаров – конкурентов;
  • введение ограничений и агентских соглашений при сбыте товара, устанавливающих, кому и когда, в каком количестве и на каких условиях поставлять товар;
  • тайные сговоры в процессе торгов;
  • ложная информация и реклама, вводящая конкурентов в заблуждение;
  • недобросовестное копирование товаров конкурента;
  • нарушение условий и стандартов поставки товаров и услуг.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 18.09.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot