Конкуренция — это борьба между отдельными фирмами за самые выгодные условия производства и сбыта для достижения наилучшего результата предпринимательской деятельности.
В условиях рынка суть конкуренции заключается в борьбе за клиента, полное удовлетворение его запросов и потребностей. Фирмы борются между собой за рыночную долю, что зачастую определяется дешевизной и качеством товаров.
Формы конкуренции
Можно выделить две ключевые формы конкуренции: внутриотраслевую и межотраслевую.
Под внутриотраслевой конкуренцией понимается конкуренция между товаропроизводителями в рамках одной и той же отрасли, когда фирмы с более высокой производительностью труда могут получить дополнительный доход, а организационно и технически отсталые предприятия могут частично потерять индивидуальную стоимость производимой ими продукции и, в конечном итоге, разориться.
Межотраслевая конкуренция выражается в конкуренции между фирмами из разных отраслей. Ее признаками является: перелив капитала из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли, характеризующиеся высокой прибыльностью.
Еще одна классификация выделяет совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию. Свободная конкуренция характеризуется следующими признаками:
- Неограниченное количество участников рынка, свобода входа и выхода с рынка.
- Высокая степень мобильности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов — каждый из участников конкуренции вкладывает собственные деньги именно с целью прироста дохода.
- Каждый участник конкуренции полностью проинформирован о параметрах рынка, что позволяет принимать правильные решения.
- Никто из участников конкуренции не может влиять на решения, которые принимают другие участники.
На рынке несовершенной конкуренции существуют:
- Чистая монополия, когда только одна компания выпускает продукт, не имеющий заменителей.
- Монополистическая конкуренция характеризуется рыночной ситуацией, когда много производителей реализует похожий, но не идентичный товар.
- Олигополия, которая характеризуется немногочисленностью участников. Так, несколько фирм могут господствовать на каком-либо рынке или отрасли.
Ценовая и неценовая конкуренция
В условиях ценовой конкуренции фирма может продавать товар или предлагать услуги ценам, ниже, чем у конкурентов. Цена может быть снижена благодаря сокращению производственных издержек или сокращению нормы прибыли.
Неценовая конкуренция возникает, когда одни фирмы предлагают товар более высокого качества, более надежный и долговечный, а также более широкий ассортимент. В таких условиях особое внимание уделяется экологичности, энергоемкости, безопасности и эстетическим параметрам продукта.
Современный рынок характеризуется тем, что потребители выбирают тот или иной товар из-за надежности и репутации производителя, а также из-за престижности какой – либо торговой марки.
Недобросовестная конкуренция
Жестокая борьба между различными производителями зачастую сопровождается использованием методов, связанных с нарушением правил и норм конкуренции. Это принято называть недобросовестной конкуренцией.
Признаки недобросовестной конкуренции:
- демпинговые цены, когда товар продается по цене ниже, чем его себестоимость;
- установление контроля за деятельностью конкурентов;
- злоупотребление господствующим рыночным положением;
- установление дискриминационных условий или цен;
- зависимость поставок конкретного товара или предоставления услуги от принятия ограничений в части производства или распределения товаров – конкурентов;
- введение ограничений и агентских соглашений при сбыте товара, устанавливающих, кому и когда, в каком количестве и на каких условиях поставлять товар;
- тайные сговоры в процессе торгов;
- ложная информация и реклама, вводящая конкурентов в заблуждение;
- недобросовестное копирование товаров конкурента;
- нарушение условий и стандартов поставки товаров и услуг.