Сущность командообразования (тимбилдинга)
В современной жизни постоянно появляются новые веяния, тенденции или технологии. Не исключением является и командообразование или тимбилдинг. Для достижения определенных целей недостаточно владеть определенными знаниями и умениями. Какой бы талантливый не был человек, в одиночку решить все проблемы и тем более вести бизнес нереально. Поэтому актуальным считается создание сильных команд, которые способны вместе эффективно решать огромное количество сложных и многоплановых задач.
Командообразование позволяет создать не только сплоченный коллектив, а сделать каждого сотрудника игроком команды.
Под командой понимается группа людей, которые стремятся к достижению единому результата и заинтересованы в работе в группе.
Но сформировать сильную и эффективную команду довольно сложно. Командообразование является серьезным процессом, который имеет свои тонкости и нюансы.
Командообразование или тимбилдинг (от англ. Team buiding) – это бизнес-термин, который применяется к различным действиям, направленным на формирование и повышение эффективности работы команды.
Идея использования тимбилдинга была взята из спорта и стала применятся в бизнесе в 1960-1970-х гг. сейчас это одна из перспективных моделей корпоративного управления, которая обеспечивает развитие организации. Командообразование – это один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом.
Цели командообразования:
- сплотить сотрудников, занимающих руководящие должности и рядовых работников для объединения усилий для решения рабочих задач;
- создание оперативных групп, члены которых способы быстро и эффективно выполнять поставленные задачи;
- повысить эффективность взаимодействие менеджеров среднего звена, что приведет к росту работоспособности всего коллектива, улучшится психологический климат и атмосфера в офисе, ускорится поток информации в компании.
Важно не просто создать команду единомышленников, а сформировать общие навыки работы сотрудников компании в команду. Как правило, членами команды становятся работники из разных подразделений и служб предприятия. Бизнес-процессы, которые способствуют росту продаж, увеличению количества лояльных клиентов, повышению конкурентоспособности, являются работой не одного отдела, а нескольких: маркетинга, рекламы, сбыта, финансов, производства и т.д. Поэтому и команда формируется из различных специалистов.
Принципы командного взаимодействия
Принципы командообразования могут меняться и дополняться исходя из специфики деятельности команды. Но выделяют ряд универсальных принципов:
- формулирование целей;
- групповое выполнение заданий;
- взятие ответственности;
- уровень креативности;
- определение формы стимулирования;
- повышение квалификации;
- эффективное функционирование.
Основополагающим принципом является постановка целей. Особенность заключается в том, что цель должна быть коллективной. Это означает, что личные цели в итоге сводятся к достижению общей цели. Необходимо также четко и конкретно ставить задачи, выполнение которых приведет к повышению эффективности деятельности команды, снижение конфликтных ситуаций и облегчение коммуникаций.
Выполнение поставленных задач должно осуществляться совместно всеми участниками команды. Это и есть сущность командообразования, т.к. все члены работают в тесном взаимодействии друг с другом. В процессе коллективной работы вырабатывается доверие, и люди узнают индивидуальные особенности друг друга.
Командная работа предполагает и серьезное отношение каждого участника к выполнению своих функций, взятие ответственности. Игроки должны понимать, что от их усилий зависит успех команды.
Успехи команды напрямую зависят от творческих способностей каждого участника, принятия смелых решений и новых идей. Это характерно для команд, которые занимают преимущественно интеллектуальным трудом. Если деятельность членов команды носит технологический характер, но креативность уходит на второй план. Основной стимул – это получение материальных благ.
Если деятельность команды – это производство продукции, то основной формой стимулирования является материально-денежную компенсация. Она сочетает в себе общественное признание и моральная удовлетворённость. В случае с интеллектуальной направленностью работы, формой стимулирования будет применение стимулов карьеры, престижа и самоутверждения, а материальная сторона играет второстепенную роль.
Основой командообразования является профессиональный рост участников. Они должны повышать свои индивидуальные и общие показатели. Команда должна стремится к совершенствованию и оценивать свой прогресс. Для этого используются различные тесты, конкурсы.
Последним важным принципом является продуктивное или эффективное функционирование. Ключевое условие: период существования команды напрямую влияет на ее эффективность, результативность и успех.
Процесс командообразования
Формирование команды осуществляется в рамках нескольких этапов:
- оценка ситуации в коллективе;
- разработка плана командообразования;
- анализ полученного результата.
До создания команды необходимо оценить ситуацию, которая имеет место в коллективе стихийно или по решению руководства. На этой стадии анализируется психологический климат, оценивается роль каждого сотрудника, понимание их целей деятельности компании, а также возможности самореализации персонала.
На первом этапе организуются семинары и тренинги, которые дают понимает самого понятия «тимбилдинг», показываются приемы формирования командного духа. Такие мероприятия проводят профессиональные бизнес-тренеры или коучи и психологи.
Далее разрабатывается план по созданию команды. Он состоит из ряда действий:
- стратегия развития организации (охватывает развитие каждого участника команды);
- групповые программы и тренинги (игры с элементами экстрима);
- корпоративные праздники (элемент корпоративной культуры).
Последний этап – это оценка достигнутого. В этом случае процесс командообразования ещё не завершен, даже если все мероприятия реализованы. Оценка эффективности осуществляется с учетом вложенных средств и времени.