Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Классификация товаров в маркетинге

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Классификация товаров в маркетинге
Классификация товаров в маркетинге

Понятие товаров и сущность их классификации

Определение 1

Товары – это продукты труда, произведенные для продажи, а, следовательно, имеющие определенную потребительскую стоимость и обладающие определенными потребительскими свойствами.

Иначе говоря, под товарами следует понимать все то, что может удовлетворять потребности и нужды рынка и предлагается ему в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Замечание 1

По Ф. Котлеру к товарам следует относить все то, что, будучи способным удовлетворять какие-нибудь потребности, поступает на рынок и имеет цену.

Помощь со студенческой работой на тему
Классификация товаров в маркетинге

В системе маркетинга товары играют ведущую роль и подлежат определенной классификации. В общем смысле под классификацией товаров следует понимать логический процесс распределения их множества на определенные категории согласно ряду признаков.

Как показывает практика, в основе классификации товаров могут лежать различные критерии, начиная от назначения товара и заканчивая местом его производства. Так или иначе, классификация товаров позволяет систематизировать все их множество по однородным, схожим по определенным критериям группам.

Базовая классификация товаров в маркетинге

Традиционно основополагающим признаком классификации товаров выступает их назначение или функция, которую они выполняют. Назначение товаров считается одним из ведущих признаков их классификации так как товары, функционируя в условиях рынка, всегда призваны удовлетворять те или иные потребности его членов.

В соответствии со своим назначение товары принято делить на две большие группы – производственные и потребительские товары. Первые предназначены для сферы производства (иначе их также называют средствами производства), а вторые, соответственно, - для сферы потребления (товары народного потребления). В общем виде структура производственных и потребительских товаров представлена на рисунке 1.

Базовая классификация товаров по их назначению. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовая классификация товаров по их назначению. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как видно из рисунка 1, производственные товары состоят из двух групп - предметов труда и орудий труда. Предметы труда включают в себя материалы, топливо и сырье. В состав орудий труда входит производственное оборудование, в том числе строительно-дорожная техника, технологическое оборудование, транспортные средства общего пользования и пр.

Потребительские товары также состоят из двух групп. Первая группа включает в себя продовольственные товары, а вторая – непродовольственные товары. Помимо прочего к потребительским товарам относят бытовые услуги.

Потребительские товары предназначены для удовлетворения семейных и личных потребностей. Иначе их называют товарами индивидуального потребления. В зависимости от срока своего использования их делят на товары краткосрочного и длительного пользования. В качестве примера первых можно привести продукты питания, бытовую химию, парфюмерию. Примером вторых выступают автомобили, мебель, крупная бытовая техника и пр. Так или иначе, товары кратковременного пользования не допускают многократного своего использования и обычно потребляются за короткий срок. Товары же длительного пользования, напротив, предназначены для многократного использования на протяжении длительного времени.

Кроме того, потребительские товары в зависимости от покупательских затрат на процесс выбора, подразделяются на следующие типы:

  • товары повседневного выбора;
  • товары предварительного выбора;
  • товары особого спроса;
  • товары пассивного спроса.

Первые, как правило, в процессе своего приобретения не требуют со стороны покупателей усилий на сравнение и выбор. Вторые, напротив, тщательно отбираются покупателями из множества вариантов. К ним могут быть отнесены электроприборы, автомобили, мебель и даже одежда. Под товарами особого спроса обычно понимаются товары, обладающие определённым набором уникальных характеристики, ради покупки которых потребители затрачивают значительные усилия. К товарам пассивного спроса потребители обычно не проявляют интереса.

В зависимости от материальной осязаемости, то есть непосредственно товарного признака, все товары в системе маркетинга подразделяются на две базовых категории. Первая включает в себя товары как предметы материального мира, которые можно потрогать, пощупать, измерить и т.д. В состав второй входят нематериальные услуги. Их отличительными свойствами выступают неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества и неотделимость от источника оказания услуг.

Прочие подходы к классификации товаров в маркетинге

Помимо обозначенных выше подходов к классификации товаров, существуют иные способы их группировки. Рассмотрим наиболее широко используемые из них.

В зависимости от активности спроса товары в маркетинге принято подразделять на два вида – товары активного и пассивного спроса. К числу первых обычно относят товары повседневного и особого спроса, сезонные товары, а также товары экстренных случаев, потребность в которых возникает при определенных условиях. Ко вторым относятся товары, о которых потребители обычно не знают либо знают, но не задумываются об их приобретении.

Еще одним классификационным признаком группировки товаров в маркетинге выступает их новизна. В соответствии с этим признаком товары подразделяются на следующие виды:

  • новые товары;
  • улучшенные товары;
  • популярные, известные товары;
  • старые (раритетные) товары.

В зависимости от числа удовлетворяемых потребностей товары могут считаться массовыми, штучными (единичными) или эксклюзивными.

В зависимости от сезонности покупки товары подразделяются на три базовых категории:

  • товары перманентного спроса (к ним относится большая часть товаров, входящих в состав потребительской корзины);
  • сезонные товары (например, зимняя обувь или спорттовары);
  • товары пиковых продаж (новогодние товары, пасхальные наборы, саженцы и семена и пр.).

В зависимости от места производства товары подразделяются на отечественные (местные), импортные и экспортные.