Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Иерархическая классификация товаров, примеры

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Иерархическая классификация товаров, примеры
Иерархическая классификация товаров, примеры

Понятие и сущность иерархической классификации товаров в маркетинге

Определение 1

Иерархическая классификация товаров – это группировка товарного ассортимента компании по подчиненным подмножествам.

Многие фирмы производят и/или продают множество различных видов товарной продукции. Для целей маркетинга и управления их принято подвергать определенной группировке по тем или иным основаниям, то есть классификации. Классификация представляет собой ни что иное как процедура группировки, проводимая на качественном уровне и основанная на выделении однородных свойств объектам. В маркетинге классификация товаров используется довольно часто.

Товары могут быть классифицированы по различным основаниям. В соответствии с этими основаниями выделяются различные классификационные методы. Метод иерархической классификации товарной продукции подразумевает необходимость последовательного разделения множества товарных групп на подчиненные классификационные группировки.

Готовые работы на аналогичную тему

Отличительной особенностью данного метода классификации выступает наличие тесной связи между отдельными классификационными группировками, которая выявляется посредством анализа общности и различий основополагающих признаков. Фундаментальной основой деления множества товаров на подмножества выступает ступень классификации.

Под ступенью классификации принято понимать этап классификационного процесса, основанного на иерархическом методе, по окончании которого выделяется определенная совокупность классификационных группировок. Глубина классификации определяется количеством ступеней и признаков. Если глубина слишком большая, классификация товаров становится слишком запутанной и громоздкой. В этом случае многие низшие ступени начинают дублировать друг друга. Все это ограничивает возможности практического использования иерархической классификации товаров. Согласно общепринятому правилу количество ступеней, то есть глубина классификации не должна превышать десяти.

Замечание 1

Каждую группировку и ступень классификации следует выделять по основополагающему признаку, выбору которого в маркетинге отводится особая роль.

В основе выбора классификационных признаков лежит целевое назначение классификации. Число признаков ограничено, если их требуется увеличить, следует отказаться от иерархического метода классификации товаров в пользу использования фасетного метода.

Использование иерархической классификации товарной продукции предполагает необходимость подразделения всего множество товарной продукции на подчинённые подмножества, которые все вместе составляют единую систему, состоящую из элементов, сходных как минимум по одному признаку. Структура иерархической классификации товаров включает в себя:

  • группы;
  • подгруппы;
  • виды;
  • подвиды и пр.

Иерархическая классификация позволяет структурировать множественные товары, формирующие собой ассортиментный ряд продукции фирмы и использовать полученные группы для дальнейшего анализа, оптимизации и управления. Используется подобного рода классификация и в сфере разработки стратегии продвижения продукции, совершенствовании ассортиментного ряда, формирования системы сбыта и пр.

Иерархическая методика классификации товаров, используемая в маркетинге, имеет свои преимущества и недостатки. К основным достоинством данной классификационной системы принято относить:

  • высокую информативную насыщенность;
  • способность к выделению общности и сходства признаков товарной продукции на одной и/или разных ступенях.

В то же время иерархическая классификация не лишена недостатков, которые наиболее ярко проявляются при ее чрезмерной глубине, ограничивая тем самым возможности ее использования для исследовательских и управленческих целей. К подобного рода ограничениям и недостаткам принято относить громоздкость структуры, высокие затраты на ее построение, а также трудность применения. К числу прочих недостатков, проявляющихся при незначительной глубине, относятся: неполный охват признаков и объектов, а также информационная недостаточность.

Замечание 2

Несмотря на наличие описанных выше недостатков, данная система классификации товарной продукции получила широкое общественное признание и была взята на вооружение многими специалистами в сфере товароведения, маркетинга и управления.

Примеры иерархической классификации товаров в маркетинге

Иерархическая система классификации товарной продукции весьма часто используется на практике. Рассмотрим лишь некоторые примеры ее применения, но прежде обратится к типовой классификационной схеме, представленной на рисунке 1.

Базовая схема иерархической классификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовая схема иерархической классификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, заданное на нулевом уровне множество по первому классификационному признаку делится на подмножества первого уровня. Выделенные на первом уровне подмножества, в свою очередь, также делятся на подмножества по второму классификационному признаку и так далее, максимально – вплоть до 10 уровня. Приведем пример.

Предположим, что магазин специализируется на продаже клея. По природе своего происхождения клей может быть природным или синтетическим. В данном случае природа возникновения выступает классификационным признаком первого уровня. Каждая из групп подлежит дальнейшей классификации. Клей природного происхождения может быть минеральным, растительным или животным. Клей природного животного происхождения в свою очередь делится на альбуминовую, казеиновую и колагеновую группу, состоящую из мездрового и костного клея. Клей синтетического происхождения делится на созданные на основе термоактивных и термопластичных смол, а также синтетических каучуков. Таким образом, данная иерархическая классификационная цепочка состоит из пяти уровней.

Рассмотрим другие примеры.

Виноградные вина подлежат множественной классификации. По насыщенности диоксидом углерода их подразделяют на тихие и перенасыщенные. Тихие вина, в свою очередь, делятся на натуральные и специальные. Группа пересыщенных вид состоит из газированных или шипучих вин, игристых вин и шампанского. В данном случае классификационная структура имеет три уровня иерархии.

Широкой иерархической классификации может быть подвержена обувь. Так, например, в зависимости от сезона года, для которого она предназначена, ее делят на четыре укрупненных группы:

  • весенняя;
  • летняя;
  • осенняя;
  • зимняя.

Рассмотрим дальнейшую классификацию на примере летней обуви. Летняя обувь в зависимости от того, кто ее носит, делится на детскую, мужскую и женскую. Женская обувь по своему типу делится на туфли, балетки, сандалии, босоножки.

Весьма часто иерархическая классификация используется в рамках товарной номенклатуры. В этом случае используются следующие уровни классификации товаров. Первый уровень составляют разделы, на втором уровне используются группы, третий уровень представлен товарными позициями, четвертый уровень и ниже – более низкие уровни детализации.

comments powered by HyperComments