Понятие товаров и сущность их классификации
Товары – это продукты труда, произведенные для продажи, а, следовательно, имеющие определенную потребительскую стоимость и обладающие определенными потребительскими свойствами.
Иначе говоря, под товарами следует понимать все то, что может удовлетворять потребности и нужды рынка и предлагается ему в целях привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
По Ф. Котлеру к товарам следует относить все то, что, будучи способным удовлетворять какие-нибудь потребности, поступает на рынок и имеет цену.
В системе маркетинга товары играют ведущую роль и подлежат определенной классификации. В общем смысле под классификацией товаров следует понимать логический процесс распределения их множества на определенные категории согласно ряду признаков.
Как показывает практика, в основе классификации товаров могут лежать различные критерии, начиная от назначения товара и заканчивая местом его производства. Так или иначе, классификация товаров позволяет систематизировать все их множество по однородным, схожим по определенным критериям группам.
Базовая классификация товаров в маркетинге
Традиционно основополагающим признаком классификации товаров выступает их назначение или функция, которую они выполняют. Назначение товаров считается одним из ведущих признаков их классификации так как товары, функционируя в условиях рынка, всегда призваны удовлетворять те или иные потребности его членов.
В соответствии со своим назначение товары принято делить на две большие группы – производственные и потребительские товары. Первые предназначены для сферы производства (иначе их также называют средствами производства), а вторые, соответственно, - для сферы потребления (товары народного потребления). В общем виде структура производственных и потребительских товаров представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовая классификация товаров по их назначению. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из рисунка 1, производственные товары состоят из двух групп - предметов труда и орудий труда. Предметы труда включают в себя материалы, топливо и сырье. В состав орудий труда входит производственное оборудование, в том числе строительно-дорожная техника, технологическое оборудование, транспортные средства общего пользования и пр.
Потребительские товары также состоят из двух групп. Первая группа включает в себя продовольственные товары, а вторая – непродовольственные товары. Помимо прочего к потребительским товарам относят бытовые услуги.
Потребительские товары предназначены для удовлетворения семейных и личных потребностей. Иначе их называют товарами индивидуального потребления. В зависимости от срока своего использования их делят на товары краткосрочного и длительного пользования. В качестве примера первых можно привести продукты питания, бытовую химию, парфюмерию. Примером вторых выступают автомобили, мебель, крупная бытовая техника и пр. Так или иначе, товары кратковременного пользования не допускают многократного своего использования и обычно потребляются за короткий срок. Товары же длительного пользования, напротив, предназначены для многократного использования на протяжении длительного времени.
Кроме того, потребительские товары в зависимости от покупательских затрат на процесс выбора, подразделяются на следующие типы:
- товары повседневного выбора;
- товары предварительного выбора;
- товары особого спроса;
- товары пассивного спроса.
Первые, как правило, в процессе своего приобретения не требуют со стороны покупателей усилий на сравнение и выбор. Вторые, напротив, тщательно отбираются покупателями из множества вариантов. К ним могут быть отнесены электроприборы, автомобили, мебель и даже одежда. Под товарами особого спроса обычно понимаются товары, обладающие определённым набором уникальных характеристики, ради покупки которых потребители затрачивают значительные усилия. К товарам пассивного спроса потребители обычно не проявляют интереса.
В зависимости от материальной осязаемости, то есть непосредственно товарного признака, все товары в системе маркетинга подразделяются на две базовых категории. Первая включает в себя товары как предметы материального мира, которые можно потрогать, пощупать, измерить и т.д. В состав второй входят нематериальные услуги. Их отличительными свойствами выступают неосязаемость, несохраняемость, непостоянство качества и неотделимость от источника оказания услуг.
Прочие подходы к классификации товаров в маркетинге
Помимо обозначенных выше подходов к классификации товаров, существуют иные способы их группировки. Рассмотрим наиболее широко используемые из них.
В зависимости от активности спроса товары в маркетинге принято подразделять на два вида – товары активного и пассивного спроса. К числу первых обычно относят товары повседневного и особого спроса, сезонные товары, а также товары экстренных случаев, потребность в которых возникает при определенных условиях. Ко вторым относятся товары, о которых потребители обычно не знают либо знают, но не задумываются об их приобретении.
Еще одним классификационным признаком группировки товаров в маркетинге выступает их новизна. В соответствии с этим признаком товары подразделяются на следующие виды:
- новые товары;
- улучшенные товары;
- популярные, известные товары;
- старые (раритетные) товары.
В зависимости от числа удовлетворяемых потребностей товары могут считаться массовыми, штучными (единичными) или эксклюзивными.
В зависимости от сезонности покупки товары подразделяются на три базовых категории:
- товары перманентного спроса (к ним относится большая часть товаров, входящих в состав потребительской корзины);
- сезонные товары (например, зимняя обувь или спорттовары);
- товары пиковых продаж (новогодние товары, пасхальные наборы, саженцы и семена и пр.).
В зависимости от места производства товары подразделяются на отечественные (местные), импортные и экспортные.