Сущность потребительских предпочтений на рынке кондитерской продукции
Потребительские предпочтения – это социально и личностно детерминированные позитивные отношения потребителей к продукту или его атрибутам, предопределяющие его выбор среди рыночного разнообразия.
Потребительские предпочтения в рамках проведения маркетинговых исследований нередко отождествляют с неким инструментом, посредством оценки которого может быть изучен спрос и определена степень востребованности того или иного продукта у целевых потребителей.
В основе потребительских предпочтений лежит выбор потребителя одних товаров, представленных на рынке, в пользу других. Таким образом, потребительские предпочтения в определенном смысле могут быть соотнесены со вкусами потребителей. Они в той или иной степени присутствуют на всех рынках, включая рынок кондитерской продукции.
Рынок кондитерской продукции активно развивается. В общем смысле под кондитерской продукцией сегодня принято понимать легко усваиваемые и высококалорийные пищевые продукты, имеющие большое содержание сахара, приятный вкус и аромат. К кондитерской продукции относятся вафли, печенье, сладкие пироги, торты, конфеты, пирожные, шоколад, зефир, варенье и пр. Все они условно подразделяются на три большие категории – шоколадные, сахаристые и мучные. Все эти продукты пользуются высоким спросом, однако некоторым из них (а также некоторым торговым маркам) потребители отдают большее предпочтение, нежели другим.
Система потребительских предпочтений на рынке кондитерской продукции предопределяется одновременным воздействием целого множества факторов:
- экономические факторы;
- психологические факторы;
- сбытовые факторы;
- информационные факторы.
Одни из них оказывают более сильное воздействие на покупательский выбор, другие – более слабое. Однако все они, так или иначе, влияют на вкусы и предпочтения потребителей.
Формирование потребительских предпочтений на кондитерские изделия может происходить двумя способами (рисунок 1).
Рисунок 1. Способы формирования потребительских предпочтений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
При этом сам по себе этот процесс и в том, и в другом случаях довольно специфичен. В его основе лежат разработка и реализация целого комплекса маркетинговых мероприятий, которые ориентируются, в первую очередь, на психологические особенности личности потребителей.
Маркетинговые исследования как способ изучения потребительских предпочтений
В системе маркетинга потребительские предпочтения считаются одним из основополагающих факторов, воздействующих на процесс покупательского выбора. Они же довольно часто выступают объектом маркетинговых исследований. В общем смысле под маркетинговыми исследованиями сегодня принято понимать процедуру поиска, сбора и анализа информации, обеспечивающей потребности маркетинга и снижающей степень неопределенности при принятии управленческих решений. Именно их проведение лежит в основе созданий ценности для потребителя.
Условно маркетинговые исследования подразделяются на два вида:
- кабинетные;
- полевые.
Каждый из них имеет свои особенности. В рамках проведения кабинетных маркетинговых исследований изучению и анализу подвергаются вторичные источники информации, такие как официальная статистика, аналитические отчеты, публикации и пр. Проведение полевых маркетинговых исследований предполагает необходимость сбора первичной информации, предназначенной для целей непосредственно проводимого исследования.
Полевые маркетинговые исследования также подразделяются еще на три вида – количественные, качественные и комбинированные. Первые позволяют ответить на вопросы «Кто?» и «Сколько?», вторые – «Как?», «Зачем?» и «Почему?». Комбинированные маркетинговые исследования сочетают в себе особенности количественных и качественных методик исследования.
Вне зависимости от видовой принадлежности маркетинговые исследования проводятся посредством последовательного прохождения четырех основных этапов. Сначала определяется общая проблематика маркетингового исследования, затем разрабатывается методология его проведения. Далее осуществляется сбор и обработка информации, которая впоследствии подвергается анализу. В завершение результаты исследования представляются в наглядной форме заинтересованным лицам.
Анализ потребительских предпочтений на российском рынке кондитерской продукции
Российский рынок кондитерской продукции развивается, однако, развитие это проходит неоднозначно. С одной стороны, его отличает высокое качество теоретической и практической базы (наследие советской эпохи). С другой стороны, имеет место быть тенденция к общему удорожанию кондитерской продукции и, как следствие, снижению спроса на нее. В таких условиях изучение потребительских предпочтений становится важным как никогда. Регулярный сбор информации о потребителях дает возможность принимать фирмам своевременные и оптимальные решения относительно мероприятий целевого маркетинга и маркетинг-микса.
Для изучения предпочтений покупателей на рынке кондитерской продукции как нельзя лучше подходит использование такой методики маркетингового исследования, как опрос. При подготовке опросных материалов следует четко определиться с составом респондентов и составить определенный перечень вопросов в открытой и закрытой формах. Также следует обдумать возможности придания полученным результатам наглядно оценки. Практика показывает, что подобные исследования сегодня не редкость. Проведем их обобщенный анализ.
Итак, большинство потребителей склонно к приобретению кондитерских изделий. К покупке кондитерской продукции склонны как женщины, так и мужчины. Не покупать сладкое предпочитают преимущественно люди старше 55 лет.
Среди всего разнообразия кондитерской продукции наибольшим спросом пользуются:
- шоколадные плитки;
- печенье;
- развесные конфеты.
Что касается торговых марок, то свое предпочтение покупатели отдают продукции таких компаний, как «Нестле», «А. Коркунов» и «Сладко». Также достаточно высокой популярностью пользуются торговые марки «Альпен Гольд», «Марс» и пр.
Определенный интерес в изучении потребительских предпочтений представляет повод для приобретения кондитерской продукции. Практика показывает, что основным поводом выступает приобретение кондитерских изделий «к чаю». Порядка четвери всех совершаемых покупок являются импульсивными; еще меньше покупают сладости по поводу праздника.
Где покупать кондитерские изделия для потребителей не принципиально. Большая часть из них в большинстве случаев оказывается не способна назвать не только производителя, но даже название кондитерского изделия, ими приобретаемого. В особенности это характерно для весовых кондитерских изделий.