Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности рынка товаров производственного назначения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Особенности рынка товаров производственного назначения
Особенности рынка товаров производственного назначения

Понятие и сущность рынка товаров производственного назначения

Определение 1

Рынок товаров производственного назначения – это множественная совокупность физических и юридических лиц, осуществляющих закупку (продажу) товаров и услуг, используемых при производстве иных товаров и услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых иным потребителям.

Рынок товаров производственного назначения по сути своей относится к категории В2В рынков. В данном случае продукция, подлежащая купле-продаже, чаще всего служит целям промежуточного потребления. Сами же товары производственного назначения обычно применяются для последующей переработки фабриками и заводами.

К числу основных отраслей деятельности, формирующих рынок товаров производственного назначения, относятся:

  • промышленность;
  • сельское хозяйство;
  • транспорт;
  • строительство;
  • связь;
  • сфера услуг.

В целом справедливо говорить о том, что рынок товаров производственного назначения отличается спецификой потребительских запросов и ожиданий. Особую роль в потребительском выборе играет качество и надежность товаров производственного назначения, их цена, условия и скорость доставки. Отдельное внимание отводится уже имеющемуся опыту взаимодействия с теми или иными поставщиками.

Для того, чтобы более подробно разобраться в специфике рынка товаров производственного назначения, необходимо более подробно рассмотреть сам продукт, на нем реализуемый.

Товары производственного назначения

В настоящее время товары производственного назначения в зависимости от форм использования (их предназначения) принято подразделять на четыре основные группы. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Базовая классификация товаров производственного назначения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовая классификация товаров производственного назначения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Категория сырье включает в себя два компонента – продукты природы и продукты сельскохозяйственного производства.

В первом случае речь идет о рудах черных и цветных металлов, нефти, рыбе, древесине и пр. Практика показывает, что они обычно производятся большими объемами. Для их реализации требуются значительные транспортные затраты, при этом уровень отпускных цен на них относительно невысок. В большинстве случаев продукты природы поставляются на рынок товаров производственного назначения крупными партиями напрямую промышленным потребителям, в обход рыночных посредников.

К категории материалов и комплектующих относят продукты, подлежащие более или менее глубокой переработки на промышленных предприятиях. Не очень глубокой переработкой отличаются материалы. Комплектующие же требуют более глубокой переработки, обычно они полностью включаются в готовые изделия. На рынке товаров производственного назначения материалы и комплектующие реализуются непосредственно потребителям, которые особое внимание уделяют сервису и ценам.

Под основными фондами понимается капитальное строительство. В частности, речь идет о зданиях, сооружениях, станках и ином стационарном оборудовании, т.е. недвижимости. Обычно подобного рода товары приобретаются у непосредственного производителя. При этом принятию положительного покупательского решения часто предшествуют долгие размышления.

Вспомогательные материалы и услуги не включаются в готовую продукцию, однако без них изготовить ее не представляется возможным. В качестве примера вспомогательных материалов можно привести бензин, газ, уголь и иные виды топлива, смазочные материалы, канцелярские товары, бумагу и пр. Для предприятий сферы промышленности подобного рола продукты выступают в роли товаров повседневного спроса и приобретаются без особых затрат на их выбор. Вспомогательные услуги могут быть представлены различного рода консультациями в сфере права, менеджмента, маркетинга, а также услугами, связанными с мелким ремонтом оборудования, уборкой помещений и т.п.

Все четыре выше описанных группы товаров реализуются в рамках рынка товаров производственного назначения. Последний имеет особую специфику; рассмотрим ее более подробно.

Во втором случае в виду имеется продукция сельскохозяйственных предприятий. К ней могут быть отнесены пшеница, хлопок, мясо домашнего скота, молоко и т.п. Как правило, они поставляются на рынок товаров производственного назначения небольшими партиями, нередко при этом для их последующей переработки используются посреднические звенья.

Специфика рынка товаров производственного назначения

Специфика рынка товаров производственного назначения находит свое отражение в присущих ему особенностях. Сразу отметим, что по размерам денежного оборота и товарной номенклатуры он существенно превосходит рынок товаров широкого потребления.

В сравнении с потребительскими рынками рынку товаров производственного назначения присущи следующие особенности:

  • меньшее количество покупателей;
  • немногочисленные покупатели больше по размерам;
  • географическая концентрация покупателей;
  • зависимость спроса на товары промышленного назначения от спроса на товары широкого потребления;
  • высокая скорость изменения спроса на товары промышленного назначения;
  • профессиональный подход к выбору товаров промышленного назначения и их поставщиков (продавцов).

Практика показывает, что на рынке товаров промышленного назначения продавцы имеют дело с куда меньшим числом покупателей, размер и запросы которых гораздо крупнее, нежели на потребительском рынке. Преобладающая часть потребителей приходится на Центральный, Уральский, Поволжский и Западно-Сибирский экономические районы. Все они, так или иначе, профессиональны в своем выборе.

Между спросом на товары производственного назначения и спросом на товары широкого потребления существует определенная взаимосвязь. Так, если спрос на промышленные товары широкого потребления ослабевает, то спрос на товары промышленного назначения, необходимые для их производства, также снижается. Кроме того, скорость изменения спроса на продукцию промышленного назначение чаще всего выше, нежели на товары широкого потребления.