Стимулирование сбыта как элемент маркетинговых коммуникаций
В маркетинге стимулирование сбыта является одним из элементов маркетинговых коммуникаций наряду с рекламой, личными продажами и связями с общественностью.
Стимулирование сбыта – это кратковременные средства и приемы, которые призваны способствовать повышению объема продаж и привлечению большего количества потребителей.
Именно краткосрочный характер воздействия – главное отличие стимулирования сбыта от других средств коммуникаций. Но при этом стимулирование сбыта не считается самодостаточным средством роста объемов продаж, поэтому оно используется совместно с рекламой для усиления ее действия. Если рассматривать виды рекламы, такие как ATL и BTL, то стимулирование сбыта относится к категории BTL.
Компании используют стимулирование сбыта в следующих случаях:
- наличие множества конкурирующих товаров с одинаковыми потребительскими свойствами;
- выход на новый рынок или ввод на рынок новой продукции;
- поддержание позиции продукции при переходе ее на этап зрелости в рамках жизненного цикла;
- повышение знаний покупателей о предлагаемых товарах;
- оживление падающего спроса.
Основные преимущества стимулирования сбыта:
- кратковременный рост сбыта как следствие реализации мероприятий и дополнение рекламы личными продажами;
- явное побуждение к приобретению продукции;
- привлечение внимания потенциальных потребителей;
- четкое предложение оперативно совершить покупку.
Кроме плюсов стимулирование сбыта имеет и ряд недостатков:
- невозможность использования на постоянной основе;
- применение только как дополнительный компонент программы продвижения продукции;
- большие вложения денежных средств.
Стимулирование сбыта преследует разные цели, которые достигаются разными способами и в зависимости от того, для кого они конкретно предназначены: посредников или конечных потребителей.
Ключевой целью стимулирования покупателей является привлечение как можно большего их количества.
Если говорить о стимулировании продавцов, то основная задача также состоит в привлечении большего числа торговых представителей для продвижения уже существующей продукции и вывода нового товара на рынок. Кроме этого целью стимулирования посредников является повышение ассортимента и количества товара в одной торговой точке.
Формы стимулирования сбыта товара
Формы стимулирования сбыта условно делятся на две категории:
- «жесткие»;
- «мягкие».
При «жестком» стимулировании сбыта в маркетинге продать какой-либо товар сложно из-за большой конкуренции.
Покупатель привык доверять тем торговым маркам, которые хорошо знает, или которые качественно разрекламированы. Поэтому за короткий промежуток времени такая форма стимулирования поможет убедить потребителя в надобности сделать покупку именно этого товара.
Для этого используются различные скидки, распродажи, т.е. ценовое стимулирование, а также выдача дополнительных товаров к основной покупке, т.е. натуральное стимулирование. Такие мероприятия являются эффективными, поскольку работа по принципу психологического воздействия приносит достаточную прибыль компаниям- производителям.
Потребитель видит на полке в магазине товар со скидкой, плюс в дополнение идет другой товар бесплатно или на 50% дешевле, то возникает желание приобрести данную продукцию.
«Жесткое» стимулирование временное явление, проводится в довольно сжатые сроки, так как часто использовать нежелательно. При частых акциях и скидках на одну и ту же продукцию вызывает у покупателей сомнение в качестве. Кроме этого краткосрочность связана с тем, что подобные мероприятия требуют определенные вложения.
В рамках «мягкого» стимулирования сбыта используются такие средства, как активное стимулирование в виде такой называемой игры. Это проведение различных конкурсов и лотерей, что является тоже психологическим воздействием на покупателя. При покупке какого-нибудь товара, покупатель может принять участие в розыгрыше. В подсознании возникает желание купить и испытать удачу, а вдруг повезет.
Кроме конкурсов к данным формам стимулирования сбыта относят яркий и привлекательный дизайн упаковки, раздача подарков, возврат денег, если товар не оправдал своих качеств.
Методы стимулирования сбыта продукции
Методы стимулирования сбыта условно разделяют на две группы: методы ценового стимулирования и методы неценового стимулирования.
Методы ценового стимулирования основаны на том, что главным фактором, который побуждают потребителей совершить покупку, считается цена.
Преимуществами ценового стимулирования являются:
- быстрое внедрение программы стимулирования сбыта;
- оценка эффективности проводимых мероприятий.
Минус данного вида метода стимулирования – это невозможность сформировать круг постоянных клиентов компании. Он переводит внимание потребителя с одного товара одной марки на другой. В некоторых случаях имеет место замедление продажи, так как покупатели пребывают в ожидании следующей акции.
К ценовым методам стимулирования сбыта относят:
- скидки с цены;
- специальные цены;
- наборы из дополняющих друг друга товаров (акция 2 по цене 1, бери две – третья в подарок и т.д.);
- дополнительное количество товара бесплатно (200 мл, 100 г в подарок);
- распространение купонов;
- снижение цен с отсрочкой получения скидки;
- предоставление скидочных и подарочных карт;
- кэшбэк (возврат части денежных средств после оплаты товара).
Методы неценового стимулирования отличаются от предыдущих тем, что потребитель во время покупки и после нее может получить дополнительную выгоду (полезность), которая не связана напрямую с ценой.
Методы неценового стимулирования включают три группы:
- стимулирование в натуральном выражении;
- активное предложение;
- обслуживание.
К первому типу стимулирования относят различные премии и бесплатные образцы. Активное предложение предполагает активное участие потребителя. Это проведение лотерей, конкурсов и игр.
Третья группа неценового стимулирования – это сервис, к которому относится предоставление потребительского кредита, бесплатные услуги (доставка, монтаж и наладка), бесплатного сервисного обслуживания, бесплатного ремонта, возможность вернуть товар, услуги по упаковке и фасовке продукции, а также карт скидок для формирования приверженности потребителей.